Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Рожнова Наталья Васильевна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 3, г. Бийск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Рожнова Н.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1452205


 

Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред.

Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы.

Демокрит

 

Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Роль учителя состоит в том, чтобы помогать школьнику от элементарных навыков и правил поведения перейти к более высокому уровню, на котором ребенок сможет сам принимать решения и делать нравственный выбор.

Василий Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». 

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов.

Я хочу более подробно остановиться на уроках литературного чтения. По словам Константина Дмитриевича Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве». 

Произведения устного народного творчества, русских классиков имеют огромное воспитательное значение.

В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и отношений.

На уроках литературного чтения я приучаю детей к самостоятельной работе, в парах, в группах, где обучающиеся учатся сопоставлять свои знания со знаниями других ребят, учатся слушать, думают над серьезными нравственными проблемами, отстаивают свою точку зрения, помогают друг другу и принимают необходимую помощь, сопереживают героям, оценивают их поступки и качества.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. На своих уроках я использую различные способы развития мотивации, но самым результативным считаю использование в начале урока высказываний великих людей, которые помогают раскрыть в дальнейшем главную нравственную идею произведения. Например, при изучении произведения Андрея Платонова «Неизвестный цветок» - «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений», Константина Паустовского «Заячьи лапы» - «Самый лучший день – сегодня. Самая большая потребность – общение. Самое большое богатство – здоровье. Самый большой дар – любовь».

Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Поэтому на уроках используются различные приемы:

  • уподобления;
  • одушевления;
  • перевоплощения;
  • сравнения. 

Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. 

Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? 

Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению.

На уроках использую такие формы и виды деятельности, как 

  • педагогические задачи;
  • игровые ситуации;
  • изобразительная деятельность;
  • просмотр видеофильмов;
  • коллективные творческие работы (проекты);
  • написание детьми сочинений.

Огромное влияние на детей оказывают сказки. Они несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. 

Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в литературных сказках. Они учат читателей следовать заповедям, жить в гармонии с собой и миром. Например, при чтении произведений Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам, а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. 

Произведения

Христианские заповеди

Возмездия за нарушения

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Героиня «старуха» нарушила заповедь: «Не пожелай ничего чужого», «Не завидуй».

«На пороге сидит его старуха,

Перед нею разбитое корыто».

«Сказка о царе Салтане»

Нарушены заповеди:

«Не желай зла ближнему», 

«Не завидуй», «Не убий», 

«Не лжесвидетельствуй».

Ткачиха и Повариха - окривели, у Бабарихи на носу вскочил волдырь.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Грех гордыни, нарушение заповедей: «Не желай зла ближнему», «Не завидуй»,

«Не убий».

Царица за своё зло наказана, умирает с тоски: 

«Тут её тоска взяла,

И царица умерла».

 

На заключительном уроке по изучению этого жанра провожу проект «Моя сказка».

Изучение пословиц и поговорок позволяет решать различные воспитательные задачи. Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. На своих уроках предлагаю учащимся различные виды работы:

  • подобрать пословицы на различные темы (о дружбе, трудолюбии, т. д.);
  • после изучения произведений предлагаю подобрать пословицу, отражающую главную мысль изученного произведения;
  • написание творческих работ, где тема сочинения – пословица: «Кто один раз солжет, тому в другой раз не поверят», «Нет у человека худшего врага, чем жадность», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»;
  • иллюстрирование пословиц и поговорок;
  • сравнить пословицы разных народов мира. При этом делается вывод, что все люди стремятся к добру, справедливости, лучшим нравственным качествам. 

Систематическая работа с пословицами обязательно поможет делу нравственного воспитания школьников (формирует у них чувство патриотизма, доброжелательности, трудолюбия, милосердия, бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим и др.) 

Уроки литературного чтения строю по технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), которая включает в себя 3 этапа:

1. Работа с текстом до чтения;

2. Работа с текстом во время чтения;

3. Работа с текстом после чтения.

Работа с текстом во время чтения. Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными. Например, к рассказу В. Драгунского «Друг детства»:

  • на выяснение причинно-следственных и других связей (Почему папа засмеялся? Для чего Дениска усаживал Мишку поудобнее на диван?); 
  • на обоснование, аргументацию, доказательство (Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером?); 
  • оценочные (Каким мы видим мальчика в начале рассказа? Как меняется Дениска?); 
  • формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста (Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксером», а не «он решил стать боксером»?).

На данном этапе урока очень часто использую метод критического мышления - Кластер. Данный вид работы на уроке по произведению К. Паустовского «Заячьи лапы» помогает ответить на вопрос:

– О чём или о ком этот рассказ? Только ли о зайце? (О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц – в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто - то сдаёт экзамен жизни, кто – то нет). 

Считаю, что огромное воспитательное воздействие на детей имеют произведения на тему «Семья».

В рассказах раскрываются такие понятия, как семья, любовь, забота, уважение, сопереживание. В ходе бесед, рассуждений приходим к пониманию того, что семья – это главная опора в жизни человека, достояние, счастье, гордость.

На основе анализа поступков и характера героев произведения К.Паустовского «Стальное колечко», «Еще мама» Андрей Платонов, «Большая берёза» Нина Артюхова, «Старый дед и внучек» Лев Толстой делаем вывод, что необходимо любить и беречь своих близких. 

Немаловажную роль для полноценного восприятия текста играет подготовительная работа. Так, например, перед знакомством с произведением Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», я дала детям задания по группам: первая группа детей пожелала нарисовать рисунки на тему «Моя семья», вторая группа подбирала пословицы и поговорки о семье, третья – подготовила рассказ о своей семье. Такие задания активизируют детей, обогащают их словарный запас, обеспечивают необходимый настрой перед изучением нового произведения. В ходе урока ставится проблемный вопрос: «Что нужно сделать, чтобы все в семье были счастливы?».  

На этапе рефлексии делаем вывод: (Нужно быть добрыми, отзывчивыми, уважительно относиться к пожилым людям, родителям; быть внимательными по отношению друг к другу в семье).

И как итог – проект «Моя родословная», «Семейные традиции». Когда учащиеся защищают свою работу, по ним видно, как они гордятся семьёй.

Изучая произведения о природе, о животных, дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д., которые помогают воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», а это неотделимо от воспитания любви и уважения к человеку.

Изучая произведения Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб», ведя «диалог с автором, акцентирую внимание на то, что автор для Зиночки принёс дары леса – много разных, но самую малость. 

Остановлюсь на 3 этапе. Цель которого - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

При составлении характеристики героев какого-либо произведения или для того, чтобы осознать главную идею произведения я использую приём «Уголки» из технологии критического мышления. Главная цель— научить ребенка вести конструктивный диалог, научить культуре общения. Прием используется после изучения художественного произведения. 

Суть приёма:

• Ставится главный вопрос по теме, который предполагает несколько вариантов суждений. Например, изучая произведения Эдуарда Успенского «Неудачник» – Обязательно ли учиться, чтобы стать талантливым мастером своего дела?

• Класс делится на группы, каждая разрабатывает свое видение темы. После этого участники дискуссии "разводятся по углам" и начинается обсуждение. Члены группы высказывают свою точку зрения, приводя факты и подтверждая свои убеждения примерами. Противники могут критиковать. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.

• На заключительном этапе дискуссии выступают аналитики. (В начальных классах – учитель.)

• В конце урока делается совместный вывод. 

– Уж если я других учу,

Я сам ученым быть хочу.

А без образования

Какое основание

Считать себя умнее

Ежей или ужей,

Слонов и бегемотов,

Енотов, кашалотов,

Оленей и тюленей,

Моржей или стрижей?

Смешно, друзья, когда талант

Имеет двойку за диктант!

Одно из заданий на этапе работы с текстом после чтения – творческое. При выборе творческого задания необходимо учитывать:

• Художественные задачи текста;

• Особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка;

• Учебные задачи.

• Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Поэтому надо учить. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть различными: 

• Выразительное чтение;

• Сопоставление литературного произведения с другими видами искусства;

• Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.

Изучая произведения Константина Паустовского «Кот – ворюга» прошу прослушать песню на слова Юнны Мориц «Собака бывает кусачей», соотнести с главной мыслью рассказа. Это помогает усилить понимание проблемы и формирует нравственные чувства.

Изучая произведение Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша…» прошу прослушать ещё одно стихотворение автора в исполнении Михаила Казакова «Жди меня» транслируя фотографии времён войны, заканчивая презентацию словами:

Весь под ногами мир земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

В заключении ребятам задаю вопрос: 

– Почему важно помнить это событие, чтить подвиг солдат?

И приходим к выводу: У человека, который не помнит прошлого, нет будущего.

Помогают в формировании нравственности и анализ репродукций картин. Например, после чтения стихотворения Валентина Берестова «Мужчина», прошу подумать: Почему Виктор Попков изображает себя в отцовской шинели, хотя воевать ему не пришлось?

Приходим к выводу, что в жизни человек постоянно выбирает, и не всегда то, что ему нравится, что приятно и легко. Но, оказывается, именно такой выбор делает человека Человеком.

Ещё один приём, который помогает подвести итог урока – это слова-   обращения к детям детских писателей.

Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет «мало уметь читать, надо уметь думать, думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

Евгений Андреевич Пермяк учит ребят читать книги «Внимательно. Не торопясь. Потому что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чём-то ошибаются… что-то не понимают и кажутся плохими… Читай и сам разбирайся, кого тебя брать в свои знакомые, а кого нет. Читай и решай!».

Максим Горький в одном из писем писал детям «Будьте здоровы, любите друг друга и – побольше делайте шалостей, когда будете старичками и старушками – станете с весёлым смехом вспоминать о шалостях. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни вашей!»

Эдуард Шим учит ребят быть добрыми великанами. Он обращается к ним. «Мы пойдём с тобой на опушку леса, и нагнёмся, и раздвинем руками траву. Смотри, смотри… Вот этот стебелёк с двумя листочками – это берёза. Настоящая берёза, только от роду ей – только год. Ты можешь наступить на берёзу, и от неё ничего не останется… но ты встанешь и перешагнёшь через берёзу. Ты добрый великан. Никогда не забывай, что ты добрый великан…»

В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Поэтому, давайте учить добру!