Рожнова Наталья Васильевна
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 3, г. Бийск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Рожнова Н.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1452205
Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред.
Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы.
Демокрит
Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия становлению человека, формированию у него:
Роль учителя состоит в том, чтобы помогать школьнику от элементарных навыков и правил поведения перейти к более высокому уровню, на котором ребенок сможет сам принимать решения и делать нравственный выбор.
Василий Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь».
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов.
Я хочу более подробно остановиться на уроках литературного чтения. По словам Константина Дмитриевича Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве».
Произведения устного народного творчества, русских классиков имеют огромное воспитательное значение.
В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и отношений.
На уроках литературного чтения я приучаю детей к самостоятельной работе, в парах, в группах, где обучающиеся учатся сопоставлять свои знания со знаниями других ребят, учатся слушать, думают над серьезными нравственными проблемами, отстаивают свою точку зрения, помогают друг другу и принимают необходимую помощь, сопереживают героям, оценивают их поступки и качества.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. На своих уроках я использую различные способы развития мотивации, но самым результативным считаю использование в начале урока высказываний великих людей, которые помогают раскрыть в дальнейшем главную нравственную идею произведения. Например, при изучении произведения Андрея Платонова «Неизвестный цветок» - «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений», Константина Паустовского «Заячьи лапы» - «Самый лучший день – сегодня. Самая большая потребность – общение. Самое большое богатство – здоровье. Самый большой дар – любовь».
Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Поэтому на уроках используются различные приемы:
Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.
Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай?
Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению.
На уроках использую такие формы и виды деятельности, как
Огромное влияние на детей оказывают сказки. Они несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.
Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в литературных сказках. Они учат читателей следовать заповедям, жить в гармонии с собой и миром. Например, при чтении произведений Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам, а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Произведения |
Христианские заповеди |
Возмездия за нарушения |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
Героиня «старуха» нарушила заповедь: «Не пожелай ничего чужого», «Не завидуй». |
«На пороге сидит его старуха, Перед нею разбитое корыто». |
«Сказка о царе Салтане» |
Нарушены заповеди: «Не желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убий», «Не лжесвидетельствуй». |
Ткачиха и Повариха - окривели, у Бабарихи на носу вскочил волдырь. |
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
Грех гордыни, нарушение заповедей: «Не желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убий». |
Царица за своё зло наказана, умирает с тоски: «Тут её тоска взяла, И царица умерла». |
На заключительном уроке по изучению этого жанра провожу проект «Моя сказка».
Изучение пословиц и поговорок позволяет решать различные воспитательные задачи. Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. На своих уроках предлагаю учащимся различные виды работы:
Систематическая работа с пословицами обязательно поможет делу нравственного воспитания школьников (формирует у них чувство патриотизма, доброжелательности, трудолюбия, милосердия, бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим и др.)
Уроки литературного чтения строю по технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), которая включает в себя 3 этапа:
1. Работа с текстом до чтения;
2. Работа с текстом во время чтения;
3. Работа с текстом после чтения.
Работа с текстом во время чтения. Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными. Например, к рассказу В. Драгунского «Друг детства»:
На данном этапе урока очень часто использую метод критического мышления - Кластер. Данный вид работы на уроке по произведению К. Паустовского «Заячьи лапы» помогает ответить на вопрос:
– О чём или о ком этот рассказ? Только ли о зайце? (О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц – в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто - то сдаёт экзамен жизни, кто – то нет).
Считаю, что огромное воспитательное воздействие на детей имеют произведения на тему «Семья».
В рассказах раскрываются такие понятия, как семья, любовь, забота, уважение, сопереживание. В ходе бесед, рассуждений приходим к пониманию того, что семья – это главная опора в жизни человека, достояние, счастье, гордость.
На основе анализа поступков и характера героев произведения К.Паустовского «Стальное колечко», «Еще мама» Андрей Платонов, «Большая берёза» Нина Артюхова, «Старый дед и внучек» Лев Толстой делаем вывод, что необходимо любить и беречь своих близких.
Немаловажную роль для полноценного восприятия текста играет подготовительная работа. Так, например, перед знакомством с произведением Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», я дала детям задания по группам: первая группа детей пожелала нарисовать рисунки на тему «Моя семья», вторая группа подбирала пословицы и поговорки о семье, третья – подготовила рассказ о своей семье. Такие задания активизируют детей, обогащают их словарный запас, обеспечивают необходимый настрой перед изучением нового произведения. В ходе урока ставится проблемный вопрос: «Что нужно сделать, чтобы все в семье были счастливы?».
На этапе рефлексии делаем вывод: (Нужно быть добрыми, отзывчивыми, уважительно относиться к пожилым людям, родителям; быть внимательными по отношению друг к другу в семье).
И как итог – проект «Моя родословная», «Семейные традиции». Когда учащиеся защищают свою работу, по ним видно, как они гордятся семьёй.
Изучая произведения о природе, о животных, дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д., которые помогают воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», а это неотделимо от воспитания любви и уважения к человеку.
Изучая произведения Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб», ведя «диалог с автором, акцентирую внимание на то, что автор для Зиночки принёс дары леса – много разных, но самую малость.
Остановлюсь на 3 этапе. Цель которого - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
При составлении характеристики героев какого-либо произведения или для того, чтобы осознать главную идею произведения я использую приём «Уголки» из технологии критического мышления. Главная цель— научить ребенка вести конструктивный диалог, научить культуре общения. Прием используется после изучения художественного произведения.
Суть приёма:
• Ставится главный вопрос по теме, который предполагает несколько вариантов суждений. Например, изучая произведения Эдуарда Успенского «Неудачник» – Обязательно ли учиться, чтобы стать талантливым мастером своего дела?
• Класс делится на группы, каждая разрабатывает свое видение темы. После этого участники дискуссии "разводятся по углам" и начинается обсуждение. Члены группы высказывают свою точку зрения, приводя факты и подтверждая свои убеждения примерами. Противники могут критиковать. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.
• На заключительном этапе дискуссии выступают аналитики. (В начальных классах – учитель.)
• В конце урока делается совместный вывод.
– Уж если я других учу,
Я сам ученым быть хочу.
А без образования
Какое основание
Считать себя умнее
Ежей или ужей,
Слонов и бегемотов,
Енотов, кашалотов,
Оленей и тюленей,
Моржей или стрижей?
Смешно, друзья, когда талант
Имеет двойку за диктант!
Одно из заданий на этапе работы с текстом после чтения – творческое. При выборе творческого задания необходимо учитывать:
• Художественные задачи текста;
• Особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка;
• Учебные задачи.
• Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Поэтому надо учить. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть различными:
• Выразительное чтение;
• Сопоставление литературного произведения с другими видами искусства;
• Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.
Изучая произведения Константина Паустовского «Кот – ворюга» прошу прослушать песню на слова Юнны Мориц «Собака бывает кусачей», соотнести с главной мыслью рассказа. Это помогает усилить понимание проблемы и формирует нравственные чувства.
Изучая произведение Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша…» прошу прослушать ещё одно стихотворение автора в исполнении Михаила Казакова «Жди меня» транслируя фотографии времён войны, заканчивая презентацию словами:
Весь под ногами мир земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
В заключении ребятам задаю вопрос:
– Почему важно помнить это событие, чтить подвиг солдат?
И приходим к выводу: У человека, который не помнит прошлого, нет будущего.
Помогают в формировании нравственности и анализ репродукций картин. Например, после чтения стихотворения Валентина Берестова «Мужчина», прошу подумать: Почему Виктор Попков изображает себя в отцовской шинели, хотя воевать ему не пришлось?
Приходим к выводу, что в жизни человек постоянно выбирает, и не всегда то, что ему нравится, что приятно и легко. Но, оказывается, именно такой выбор делает человека Человеком.
Ещё один приём, который помогает подвести итог урока – это слова- обращения к детям детских писателей.
Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет «мало уметь читать, надо уметь думать, думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».
Евгений Андреевич Пермяк учит ребят читать книги «Внимательно. Не торопясь. Потому что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чём-то ошибаются… что-то не понимают и кажутся плохими… Читай и сам разбирайся, кого тебя брать в свои знакомые, а кого нет. Читай и решай!».
Максим Горький в одном из писем писал детям «Будьте здоровы, любите друг друга и – побольше делайте шалостей, когда будете старичками и старушками – станете с весёлым смехом вспоминать о шалостях. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни вашей!»
Эдуард Шим учит ребят быть добрыми великанами. Он обращается к ним. «Мы пойдём с тобой на опушку леса, и нагнёмся, и раздвинем руками траву. Смотри, смотри… Вот этот стебелёк с двумя листочками – это берёза. Настоящая берёза, только от роду ей – только год. Ты можешь наступить на берёзу, и от неё ничего не останется… но ты встанешь и перешагнёшь через берёзу. Ты добрый великан. Никогда не забывай, что ты добрый великан…»
В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Поэтому, давайте учить добру!