Ермакова Татьяна Николаевна
Учитель-логопед, МАОУ СОШ № 1, г. Чебоксары, Чувашская республика
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ермакова Т.Н. Учиться с удовольствием! Как? Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1451946
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок легко и с удовольствием учился в школе, чтобы учеба доставляла ребенку радость и положительные эмоции.
Однако, зачастую школа начинает вызывать у ребенка отрицательное отношение. Ему тяжело спокойно усидеть на уроке, соблюдать дисциплину и порядок. Чтение дается с трудом. Писать и списывать не получается. Почерк корявый, буквы «прыгают», строчки не соблюдаются. Задания и инструкции первоклассник не выполняет, его внимание ослаблено или очень неустойчиво. Выполнение домашнего задания дается с трудом. Учитель вынужден делать ученику замечания по поведению и успеваемости.
Чтобы избежать этих и других трудностей в усвоении программного учебного материала, ребенок, идущий в первый класс, должен обладать определенными умениями, навыками и знаниями.
Давайте рассмотрим, какие именно.
1. Коррекция звукопроизношения обязательно должна быть проведена до школы. Все нарушенные звуки должны быть обязательно «поставлены» до школы. Если ребенок неправильно произносит или пропускает какие-либо звуки, это неизбежно скажется на формировании навыков чтения и письма. Все ошибки звукопроизношения обязательно проявятся в письменной речи. Если ребенок неправильно говорит, то и писать он будет с ошибками. Понаблюдайте сами или проконсультируйтесь у специалиста, насколько четко и правильно говорит будущий первоклассник.
2. Разговаривайте с ребенком. Расширяйте его словарный запас по разным темам: природные явления и объекты, профессии, овощи, фрукты, продукты, животные, птицы, рыбы, транспорт и т.п., общий кругозор и представления об окружающем мире.
Для этого совершенно не обязательно специально заниматься. Просто разговаривайте с ребенком. Рассказывайте ему обо всем, что видите, что вас окружает.
Назовите деревья и растения, которые растут около дома. В магазине покажите ребенку группы продуктов, объясните эту классификацию: молочные, мясные, кондитерские… Рассмотрите многообразие овощей, фруктов, ягод. Называйте детенышей животных, цветы, мебель, времена года, дни недели, - обо всём этом ребенок должен иметь представление.
3. Развивайте пространственную координацию. Ребёнок, идущий в первый класс, должен четко различать понятия: верх – низ, лево – право, впереди – позади, между
4. Развивайте общую моторику. Игры с мячами: отбивать мяч, кидать мяч в цель, катать и пинать мяч, подкидывать и ловить небольшие мячики ведущей и неведущей рукой; активные игры на площадках – все это значительно способствует развитию ребенка.
5. Развивайте мелкую моторику. Не надо торопиться давать ребенку прописи. Пусть он играет мозаикой, работает с конструктором, лепит из пластилина, вырезает ножницами и клеит. Такие виды деятельности позволят развить кисти руки и помогут в овладении письмом, будут залогом хорошего почерка
6. Читайте! Чтение должно стать привычкой. Для этого включите чтение в распорядок дня.
Выделяйте 30-40 минут пред сном, чтобы почитать ребенку. Начните с русских народных сказок, затем читайте классических русских, советских и зарубежных авторов. Ребенок должен быть знаком с произведениями А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, К.И. Чуковского, Н.Н. Носова, Э.Н. Успенского, С.Я. Маршака, А. Линдгрен, А.А. Милн.
Рассказы Б.С. Житкова «Что я видел» – замечательная книга, которая в непринужденной интересной форме расширит представления об окружающем мире, кругозор будущего первоклассника.
Эти не сложные рекомендации позволят Вам и вашем ребенку учиться с удовольствием!