Работа по подготовке к ОГЭ по английскому языку с учащимися "группы риска"

Вахитова Оксана Рустамовна

Учитель английского языка, МОУ СШ №31 Красноармейского района города Волгоград, г. Волгоград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Вахитова О.Р. Работа по подготовке к ОГЭ по английскому языку с учащимися "группы риска" // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1451844


 

В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов.

Не секрет, что, начиная учебный год с учащимися девятого класса перед каждым учителем встает очень важная задача: подготовить учеников к предстоящей итоговой аттестации. Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения класс делится на три группы: учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования, учащиеся-претенденты на получение высоких баллов и учащиеся, которые при сдаче основного государственного экзамена могут не набрать минимальнх баллов для получения положительных результатов. Эти учащиеся принадлежат к так называемой «группе риска» и, на наш взгляд, заслуживает пристального внимания педагогов. К сожалению, ежегодно статистика результатов ОГЭ показывает не всегда приятную картину, а именно неудовлетворительные отметки за экзамены, которые учащиеся сдают в обязательном порядке, так и по выбору. Этот факт и определил актуальность данной работы.

Цель данной работы – выявить методы, помогающие педагогу вывести учащихся из «группы риска» и подвести их к успешной сдаче итогового экзамена по английскому языку.

В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение понятию «группа риска»;
  2. Выявить причины возникновения «группы риска»;
  3. Представить методы по подготовке учащихся «группы риска» к основному государственному экзамену по английскому языку.

Понятие учащиеся «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

В последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. В данной работе мы рассмотрим «группу риска», связанную с подготовкой к итоговой аттестации учащихся, а именно «группу риска», под которыми понимается группа обучающихся, у которых вероятность получения неудовлетворительной отметки (балла, ниже установленного минимального) на экзамене достаточно высока. Эти учащиеся требуют повышенного внимания со стороны учителя-предметника и родителей [4]. 

Основные причины отставания по английскому языку:

1. Низкий темп работы на уроке.

Иностранный язык это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу. Наш опыт работы показал, что на начальной стадии изучения иностранного языка, неуспевающих, учащихся не бывает, т.к весь материал строится на устном опережении, т.е все выражения и структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Низкий темп работы некоторых учащихся связан с трудностями, которые возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д. [5].

2. Отсутствие систематической подготовки к домашним заданиям и контроля со стороны родителей.

Домашняя работа играет важную роль и как средство воспитания, привития ученику дисциплинированности. Поскольку взрослая жизнь требует от человека самопожертвования, усердия, преданности своему делу, то школа помогает формировать в ребенке способность возложить на свои плечи и нести эти будущие обязанности. Домашняя работа учащихся - важнейшее средство усвоения и закрепления знаний, умения и навыков [4].

Постоянное и частое невыполнение домашних заданий по английскому языку и отсутствие контроля со стороны родителей приводит к следующему: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык.

3. Низкая учебная мотивация у учащихся.

Для учащихся с низкой учебной мотивацией характерна низкая эффективность учебной деятельности. Наблюдаются и такие случаи, когда дети внимательны и прилежны на занятиях, тратят большое количество времени и сил на выполнение заданий, не справляются с ними и в результате оказываются в числе отстающих. Среди основных причин низкой эффективности учебной деятельности можно выделить несформированность умений и навыков, наличие пробелов в знаниях из-за частых пропусков уроков по причине болезни, недостаточность развития способности к логичному рассуждению, обобщению, а также низкий уровень воображения и восприятия [5].

При подготовке учащихся к итоговой аттестации по английскому языку, мы используем несколько видов работ.

Работа по мониторингу пробелов в знаниях

Цель: определять четкие ареалы работы для сдачи основного государственного экзамена по английскому языку.

Определение проблемы – это первый шаг на пути ее решения. Четкое понимание тем, вопросов и сфер, в которых будущему выпускнику требуется помощь, грант успешной и координированной работы по устранению пробелов в знаниях. Мониторинг может осуществляться как в устной, так в письменной или в онлайн форме (с применением гугл-форм) [3].

Работа по ознакомлению с процедурой проведения ОГЭ, структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов, особенностями оценивания различных заданий.

Цель: создать у учащегося целостное впечатление об экзамене, понимание содержания КИМ экзамена по английскому языку.

Ознакомление с содержанием КИМ требуется для полного представления учащегося о длительности и специфике экзамена, его наполнении. Зная особенности оценивания каждого вида заданий, учащийся сможет на экзамене понять, какие задания стоит выполнить первыми, а какие необходимо сделать обязательно для получения минимального порогового балла. Таким образом, он сможет лучше рассчитать силы и время во время экзамена.

Работа по заполнению бланков ОГЭ

Цель: ускорить качественное заполнение бланков на экзамене

Многие учащиеся из «группы риска» имеют трудности в непосредственном заполнении экзаменационных бланков. Это касается как полей бланка регистрации, так и бланков для кратких и развернутых ответов. Данный вид работы проводится нами раз в месяц, чтобы к концу учебного года выработать так называемый «автоматизм» заполнения. В данной работе ребята знакомятся со спецификой заполнения полей и правилами написания букв, цифр, знаков. Таким образом, во время экзамена нивелируется стресс по заполнению бланков, увеличивается скорость заполнения, что, в свою очередь увеличивает время на выполнение самих экзаменационных заданий.

Индивидуализация обучения

Цель: развитие индивидуальных способностей обучающегося, улучшение мотивации, содействие выполнению учебных программ.

Основной принцип индивидуализации обучения – произвести адаптацию содержания и темпов учебной деятельности выпускника к его особенностям, мониторить его действия при решении учебных задач; следить за его прогрессом. Педагог учитывает факторы, вызвавшие пробелы в знания и способствует точечной ликвидации каждого пробела. Степень самостоятельности учащегося в данном случае будет разной. Сначала выпускники выполняют тренировочные экзаменационные задания с предварительным разбором, отвечают, подражая образцу, данному педагогом, или по пошаговым карточкам. По мере овладения материалом степень самостоятельности может увеличиваться: ребята могут тренироваться на более общих, недетализированных заданиях, без непосредственного содействия педагога. Для  выпускников из «группы риска» нужно составлять такую систему заданий, которые  в включают образцы решений заданий; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу, – различные теоретические сведения, а также всевозможные требования – сравнивать, сопоставлять, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей постепенно, углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.

Проведение диагностических работ

Цель: дать учащемуся представление о заданиях той или иной части экзамена, о времени, которое потребуется ему на их решение.

Проведение диагностических работ необходимо как педагогу, так и будущему выпускнику. Обычно с учащимися «группы риска» мы проводим диагностические работы, каждый раз останавливаясь на определенной группе заданий (например, задания по описанию картинки, по составлению вопросов). Углубление в одну из сфер позволяет учащемуся прорешивать задания многократно, добиваясь определенного автоматизма, а на регулярных диагностиках показывать свои умения. Из раза в раз балл, полученный за задания при таком подходе, будет все выше, что будет давать учащемуся мотивацию к дальнейшей тренировке. Результаты диагностических работ хранятся у педагога в индивидуальной папке по учащемуся, а также оглашаются для ознакомления родителям.

Вовлечение учащихся в интерактивное обучение

Цель: снять языковой барьер, раскрепостить учащихся, подготовить их к устной части ОГЭ по иностранному языку

Интерактивный метод – разновидность коммуникативного метода обучения.

Данный метод означает умение взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в процессе чего происходит взаимодействие учитель-ученик или ученик-ученик. Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Именно эти умения и будут нужны выпускнику для сдачи устной части экзамена. Более того, интерактивные методы повышают мотивацию к изучению иностранного языка в целом, т.к. дают человеку способность выразить одну из основных потребностей личности – потребность в общении. Самыми распространенными являются такие приемы интерактивного обучения как «Карусель», ролевые\деловые игры, мозговой штурм, «Аквариум», «Выбери позицию».

Работа с ментальными картами (mind map)

Цель: систематизация материала по изучаемой теме, представление материала в виде легко запоминающихся таблиц, схем, диаграмм.

Ментальная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Она помогает охватить множество явлений, содержит большое количество данных, помогает решать проблемы, подсказывает новые пути, визуализирует взаимосвязи между явлениями. Тематика карт бывает различной. Это могут мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. Это могут быть карты по определенной лексической теме. Тогда эти карты выглядят как огромные солнца со множеством лучей. Это могут быть карты-опоры для пересказа текста. Тогда в центре записывается название текста или его основная мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Интеллект-карта в качестве домашнего задания может ставить целью повторение лексики, пересказ текста. Ментальные карты можно как делать вручную, так и использовать для этого онлайн ресурсы и программы, например spiderscribe.net.

Работа с онлайн ресурсами

Цель: разнообразить деятельность учащихся, повысить интерес и мотивацию, ускорить процессы проверки

Интернет открыл доступ к информационным серверам и ресурсам, находящимся в различных точках земного шара [2]. Создаются целые комплексы электронных образовательных ресурсов, электронные учебники и интерактивные учебные программы, разрабатываются автоматизированные системы обучения. Уже ни у кого не возникает сомнения, что использование возможностей интернета существенно повышает эффективность образовательного процесса. Онлайн ресурсы способствуют повышению уровня социокультурной компетенции учащихся. Учебные Интернет-ресурсы, также как учебники и учебные пособия, могут быть направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенций. Сегодня можно найти самые разные электронные ресурсы сети Интернет, использование которых позволило бы повысить эффективность обучения и подготовку учащихся к государственным экзаменам:

  • Онлайн тренажеры: Решу ОГЭ, Lingualeо;
  • Устная часть: Тренажер части «Говорение»;
  • Аудирование: RhinoSpike;
  • Эссе: Lang-8, engVid
  • Грамматика: grammar-quizzes, english sheets, islcollective.

Таким образом, на основании вышесказанного мы можем прийти к следующим выводам.

В практику работы нашей образовательной организации вошло понятие «учащиеся группы риска», под которыми понимается группа обучающихся, у которых достаточно высока вероятность получения неудовлетворительной на экзамене достаточно высока. Эти учащиеся требуют повышенного внимания со стороны администрации образовательного учреждения, психолога и, в особенности, - учителей-предметников и родителей.

Как и многие другие учебные предметы, английский язык, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Учащимся необходимо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть неродным языковым материалом даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому мы прикладываем все возможные усилия на формирование у девятиклассников, выбравших английский язык для сдачи в качестве выпускного экзамена, потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к английскому языку, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения заданий по грамматике, чтению, письму и, разумеется, формировать у учащихся, уверенность в своих способностях.

 

Литература:

  1. Горшкова И.В. Использование возможностей Google в деятельности учителя. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-vozmozhnostey-google-v-deyate/ (дата обращения: 26.08.2022).
  2. Гусев В.С. Google: эффективный поиск информации в Интернет. Краткое руководство. М.: Диалектика, 2005. 240 с.
  3. Логинова А.В. Преимущества использования приложения Google Docs в обучении иностранному языку // Молодой ученый.2015. № 8 (88). С. 976-979. URL: https://moluch.ru/archive/88/17423/ (дата обращения: 26.08.2022).
  4. Оборина Т.А. Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации. URL: https://multiurok.ru/files/orghanizatsiia-raboty-s-diet-mi-ghruppy-riska-pri-podghotovkie-k-uspieshnoi-sdachie-ghosudarstviennoi-itoghovoi-attiestatsii.html (дата обращения: 26.08.2022).
  5. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ОГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. М.: Генезис, 2009. 184 с.