Особенности планирования и организации работы с детьми в летний период: консультация для воспитателей

Шубина Татьяна Владимировна

Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 224", г. Барнаул

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шубина Т.В. Особенности планирования и организации работы с детьми в летний период: консультация для воспитателей // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1450875


 

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей. Только летом природные факторы: солнце, воздух и вода позволяют ребенку расти и гармонично развиваться, закаляясь и укрепляя здоровье. К сожалению, не все родители имеют возможность организовать отдых детей на море, на даче, в деревне в течение всего лета. Многие дети вынуждены посещать детский сад. Но чтобы не лишить их радости от наступления теплых дней, воспитатели должны выстроить свою работу таким образом, чтобы воспитанники развивали физические качества, получали закаливающие процедуры, учились заботиться о своем здоровье, знакомились с миром растений и животных, проводили опыты и эксперименты, познавая окружающий мир.

Работа в дошкольном образовательном учреждении с детьми в летний период отличается от обычного образовательного процесса, который проходит в течение учебного года. Неизменным остается планирование воспитательной работы. В планы должна быть включена ежедневная работа по развитию всех видов детской деятельности: двигательной, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, игровой, осуществляемые в ходе режимных моментов, самостоятельной и совместной деятельности детей с педагогами. 

В плане необходимо указывать вид деятельности (самостоятельная, совместная), форму организации, цель деятельности.

В первой половине дня следует планировать утренний приём детей на свежем воздухе, совместная деятельность с детьми (2-3 вида). Например, наблюдение за живой и неживой природой, уход за растениями, рассматривание иллюстраций, беседа с воспитанниками, дидактические игры, индивидуальная работа, малые подвижные игры. Утренняя гимнастика на свежем воздухе. 

Подготовка к завтраку, развитие культурно гигиенических навыков. После завтрака планируйте совместную деятельность педагога и детей, которую можно проводить на улице: рисование, лепка, аппликация, конструирование, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, формирование навыка спортивной игры. Наблюдение и труд в природе. Не забывайте отражать в плане индивидуальную и самостоятельную деятельность детей.

Во второй половине дня планируйте гимнастику после сна и закаливающие процедуры. Совместную и самостоятельную деятельность детей, индивидуальную работу, чтение художественной литературы, работу с родителями.

В чём же отличие работы в летний период? Отличительная особенность в том, что все виды деятельности переносятся на воздух. С первого июня дошкольное учреждение переходит на режим дня в соответствии с теплым периодом года. Организуется прием детей на свежем воздухе на участках детского сада, увеличивается продолжительность прогулки (5-6 часов).

Большое внимание в этот период воспитатели должны уделять физкультурно-оздоровительной работе с детьми. К ней относятся:

  • утренняя гимнастика;
  • прогулка;
  • двигательная активность;
  • сон без маек, при открытых форточках (в теплое время);
  • проветривание помещения;
  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
  • босохождение;
  • совместные досуги с родителями;
  • спортивные праздники и развлечения;
  • соревнования.

При проведении закаливающих мероприятий необходимо учитывать состояние здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей. Элементарные методы закаливания (умывание прохладной водой, обширное умывание, обтирание, обливание ног, широкая аэрация помещений) доступны практически для всех детей. Также укрепляющее воздействие на детский организм оказывает босохождение, воздушные и солнечные ванны, мытьё ног после прогулки. Необходимо следить за одеждой и обувью детей, которые должны соответствовать метеорологическим условиям.

Необходимое условие летне-оздоровительной работы соблюдение двигательного режима воспитанников. Ежедневное проведение утренней гимнастики и гимнастки после сна, развитие основных движений, оздоровительная ходьба, занятия по физической культуре, подвижные игры на прогулке всё это способствует развитию физических качеств воспитанников, позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

Помимо укрепления здоровья и развития физических качеств воспитанников, уделять пристальное внимание формированию основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни. Регулярно проводить работу по обучению детей правилам дорожного движения.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно – исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком, решению проблемных ситуаций).

Без всякого сомнения, работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в летний период будет более эффективной при тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Воспитатели должны систематически проводить просвещение родителей по вопросам оздоровления и воспитания детей.

Следовательно, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, укрепить их здоровье, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.