Детская агрессия в младшем дошкольном возрасте

Водяникова Ирина Олеговна

Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Водяникова И.О. Детская агрессия в младшем дошкольном возрасте // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1450749


 

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…

Эрих Фромм

 

Агрессия является одним из человеческих свойств, которое досталось от наших предков по наследству. Такое свойство личности помогало выживать в неблагоприятных условиях среда. Даже когда человечество пришло к цивилизации это свойство не угасло и продолжило выполнять те же задачи, что и раньше. 

К сожалению, агрессия в современном обществе проявляется не только у взрослых, но и у детей. Но зачастую у детей это свойство принимает настолько разные формы, что ребенку просто необходима помощь психологов, педагогов и родителей. 

Для эффективной борьбы с агрессией для начала необходимо понять? что она из себя представляет. По Ожегову, агрессия это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Она может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия (то есть применяемая как инструмент манипуляции) используется человеком для достижения определённой цели (она чаще выражается у маленьких детей). Враждебная агрессия направлена на то, чтобы причинить боль кому-либо. Именно эти типы агрессии мы можем наблюдать уже и в поведении детей младшего дошкольного возраста.

Поэтому данная тема является актуальной в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста. Своевременность профилактики расстройств развития у детей раннего возраста позволит предупредить возможные его отклонения, а в дальнейшем – не успешность в школе и проблемы подросткового периода.

Начав работать в МБДОУ № 47 города Белгород, я попала в группу от 2 до трех лет. Поэтому тема агрессии именно в младшем дошкольном возрасте мне, как педагогу наиболее актуальна. Проработав несколько лет на такой группе, я заметила, что в каждой группе присутствуют агрессивные дети и работа с ними велась индивидуально, в зависимости от самого ребенка. 

Инструментальная агрессия у детей выражалась в желании забрать красивую игрушку, предмет для того, чтобы сделать своей собственностью. Именно к трём годам у ребёнка сильно развивается чувство собственности, и это в том числе помогает развивать самостоятельность. Одно дело, если вы скажите малышу: «Опять у тебя все разбросано. Наведи, пожалуйста, порядок!». А можно по-другому: «Какие же у тебя красивые игрушки! Но их надо беречь, а то они могут испортиться. Давай уберём их на ночь на место, им там будет удобнее!».

Однако можно наблюдать и другую сторону этого явления жадность. Жадность – это стремление удовлетворить какое-нибудь желание, и она является постоянным спутником инструментальной агрессии.

В возрасте от двух до четырёх лет у детей обычно происходит становление собственного «я», и нередко любимая игрушка полностью сливается у ребёнка с представлением о себе, становится как бы его частью. Взрослым очень важно понимать это, и тогда в действиях ребёнка будет видна не жадность, а естественное стремление отстоять себя и сохранить границы своих владений.

Работая с детьми младшего возраста в дошкольном общеобразовательном учреждении, я подметила следующие поведенческие особенности детей. Почти все дети неохотно расстаются с любимыми игрушками, но всё-таки делают это: ведь в их представлении жадность уже начинает ассоциироваться с чем-то нехорошим, отрицательным. Важную воспитательную роль здесь играет пример взрослых, особенно родителей. То есть с инструментальной агрессией можно успешно бороться правильным воспитанием, подкрепляемым собственным примером.

Что касается враждебной агрессии, то мы можем замечать ее зарождение уже в инструментальной. Желание забрать любимую игрушку бывает у малыша настолько сильным и непреодолимым, что способно привести к истерике, крикам и даже причинению боли взрослому или другому ребёнку. Таким образом, из хорошего доброго мальчика может вырасти драчун. Почти в каждой группе детского сада есть, по крайней мере, один, а то и двое таких ребят. Откуда же они берутся?

У самых маленьких (годовалых) детей осознанного агрессивного поведения не наблюдается почти никогда. Малыш может только случайно, заигравшись, причинить кому-то боль. Но уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает активность ребёнка. Научившись ходить, он приступает к ознакомительной, исследовательской деятельности. К трём годам жалобы на «упрямство» сына или дочки звучат все чаще. Добиваясь своего, ребёнок использует различные средства, в том числе и крик, и плач, и капризы, и вспышки ярости, а иногда и активные агрессивные действия. Это связано с тем, что эмоциональные переживания детей раннего возраста, особенно от двух до трёх лет, отличаются высокой интенсивностью, их проявление не регулируются социальными нормами и волевыми усилиями, как у более старших детей или взрослых. Своё неудовольствие такие дети выражают весьма непосредственно: кричат, падают на пол, топают ногами, визжат, могут царапаться, кусаться, драться. Особенно это свойственно сильным, активным детям, привыкшим к немедленному удовлетворению своих желаний.

Данное душевное неблагополучие я наблюдала у одного своего воспитанника, отличавшегося чрезмерно активным поведением. Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения с его стороны наблюдались в ситуациях, когда по какой-либо причине не выполнялись желания этого ребенка. Малая часть этих требований могла быть удовлетворена без неприятных последствий для самого ребёнка или взрослых. Во всех остальных случаях стояла необходимость ограничивать малыша. В результате возникла угроза конфликта между ним и взрослыми.

Передо мной, как воспитателем, встал вопрос как вести себя в сложившейся ситуации?

Наиболее оправдано такое поведение взрослого, которое, не стесняя заметно притязаний ребёнка, направит его действия в другое русло, придавая им более адекватные, социально одобряемые формы. Следует использовать так называемый «отвлекающий манёвр».

Дети раннего возраста легко переключаются, их эмоциональная сфера очень лабильна, а стремление достичь своей цели ещё очень невелико.

Если же говорить о привитии детям правил и умений соблюдать границы и рамки посредством игры, в весёлой, несерьёзной форме, то встаёт вопрос о том, будут ли они всерьёз принимать эти правила.

Часто звучат формулировки типа: «Максим, мы договорились, что ты не будешь драться!». Но это откровенная ложь, ни о чём таком никто не договаривался и не мог договориться. Здесь просто-напросто отрицается признание собственной власти. Запрет на драки и прочие нарушения установлен нами, а не детьми. Правило это, между тем, совершенно верное. Воспитатель не может допустить драк в группе, он должен следить за тем, чтобы дети не ранили друг друга, чтобы был порядок. И ничего не меняется от того, что норма установлена взрослыми, а не детьми.

Лучше всего сказать так: «Максим, я тебя понимаю, но я не могу допустить, чтобы ты бил Таню». Тем самым я говорю, что не только его понимаю, но, самое главное, я не злюсь на него. Важнее всего дать ребёнку почувствовать, что его понимают и на него не злятся.

Существуют разные подходы к решению этой проблемы. Например, немецкий психолог Гельмут Фигдор предлагает создавать в детских садах так называемые уголки ярости. Завести специальную подушку, вроде боксёрской груши, где дети могли бы сами решить, что для них лучше. Открытый разговор на эту тему тоже может иметь огромное «терапевтическое» значение: таким образом, дети понимают, что никто их не упрекает за испытываемые ими чувства. Поэтому чрезвычайно важно помогать детям вербализировать свои ощущения.

Каждый родитель и воспитатель должен знать очень важную вещь: никогда не давать оценки поступкам детей, так как они ни плохие, ни хорошие, это просто поступки, выражающие переживаемые чувства.

Существуют ли в детском саду методы профилактики агрессивности? Ответ нет. Чаще всего агрессивность имеет истоки в родительском доме, и значит, профилактические меры должны быть предприняты именно там. Зато в детском саду можно использовать педагогические меры, заключающиеся в том, чтобы с уважением относиться к детским чувствам и потребностям. Нельзя допустить, чтобы дети переживали наши меры как исключительно репрессивные, они должны чувствовать нашу заинтересованность. Необходимо, чтобы дети учились запретам под названием «этого нельзя» в игре, чтобы они понимали, что это не наказание, а помощь. Именно помощь помогает нам мирно жить вместе. Ребёнку необходимо так называемое пространство, в котором он мог бы выплеснуть свою агрессию. Ну, где же ещё, если не в игре, возможно сделать это в общественно приемлемой форме. Многие дети нуждаются в этом. Какова задача воспитателя, когда дети играют в агрессивные игры? Он непременно должен подчеркнуть, что это всего лишь игра, что это не правда.

В данной статье я постаралась описать некоторые причины, ведущие к появлению выраженных реакций протеста у детей, носящих агрессивный характер. Но, как было отмечено, одной из главных причин враждебной агрессии является семейная ситуация.

В воспитании можно выделить пару важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:

А) преодолеть трудности;

Б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;

В) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Она характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.

Огромное значение в воспитании ребёнка имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

Очень важно для ребёнка и наказание, если:

А) следует немедленно за поступком;

Б) объяснено ребёнку;

В) суровое, но не жестокое;

Г) оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

В результате анализа проблемы агрессивности можно сделать следующие выводы: инструментальная агрессия связана с чувством собственности, являющимся неизбежной частью данного возраста и поэтому не является источником для особых тревог. Враждебная же агрессия имеет особенность отклонений в развитии, неблагоприятно сказывающихся в последующем, поэтому нуждается в психологической помощи. Однако единичные попытки такого поведения встречаются в этом возрасте у очень многих детей, главное, что привычными они становятся, к счастью, редко.

Описанные выше методы и приёмы в работе с детьми младшего дошкольного возраста я применяю в практике своей педагогической деятельности и уже имею свои результаты.

Мой воспитанник, отличающийся некоторыми вариантами нарушения поведения, которые не являются в чистом виде агрессивностью, снизил уровень реакций на протест, стал более терпим, добр к окружающим. Именно в результате совместной работы с родителями удалось достичь такого результата.