Школа мудрецов: рабочая программа кружка для 2 класса

Одинцова Наталия Владимировна

Учитель начальных классов, МОУ "СОШ № 32", Энгельс

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Одинцова Н.В. Школа мудрецов: рабочая программа кружка для 2 класса // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1445631


ПРИЛОЖЕНИЕ: Календарно-тематическое планирование


 

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Школа мудрецов» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методических пособий Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» и «Нескучная математика» Агарковой Н. В.

Программа кружка «Школа мудрецов» рассчитана на 64 часа в год (2 часа в неделю в течение 8 месяцев: с 1 сентября- 30 апреля). Программа реализуется по двум направлениям

  1. Развитие познавательных процессов
  2. Развитие устной и письменной речи.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатияумение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасногоумение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; 
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

 

Содержание курса

Название раздела

Содержание

Количество

часов

1

Веселые задачки. Математические фокусы.

Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи.

Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделение главного и существенного на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

32

2

Путешествие по стране слов. Волшебный клубок орфограмм

Развитие словарного запаса учащихся, связной устной и письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Формирование самостоятельной познавательной деятельности.

32

Итого:

 

 

64

 

Литература:

  1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет. СПб.,1996.
  3. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1963. 
  4. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. М.: Новая школа, 1996.
  5. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. М.: Новая школа, 1996.
  6. Волина В.В. Праздник Числа. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 304 с.
  7. Волина В.М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. 2002.
  8. Лазуренко Л.В. Занимательные материалы к урокам математики. Волгоград, 2005. 
  9. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: методическое пособие для 2 класса. М.: Издательство РОСТ, 2013.
  10. Перельман Я.И. Веселые задачи. М.: АСТ Астрель, 2005.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Календарно-тематическое планирование