Школа мудрецов: рабочая программа кружка для 2 класса
Одинцова Наталия Владимировна
Учитель начальных классов, МОУ "СОШ № 32", Энгельс
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Одинцова Н.В. Школа мудрецов: рабочая программа кружка для 2 класса // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).
ПРИЛОЖЕНИЕ: Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Школа мудрецов» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методических пособий Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» и «Нескучная математика» Агарковой Н. В.
Программа кружка «Школа мудрецов» рассчитана на 64 часа в год (2 часа в неделю в течение 8 месяцев: с 1 сентября- 30 апреля). Программа реализуется по двум направлениям
- Развитие познавательных процессов
- Развитие устной и письменной речи.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание курса
№
|
Название раздела
|
Содержание
|
Количество
часов
|
1
|
Веселые задачки. Математические фокусы.
|
Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделение главного и существенного на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
|
32
|
2
|
Путешествие по стране слов. Волшебный клубок орфограмм
|
Развитие словарного запаса учащихся, связной устной и письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Формирование самостоятельной познавательной деятельности.
|
32
|
Итого:
|
|
|
64
|
Литература:
- Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007.
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет. СПб.,1996.
- Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1963.
- Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. М.: Новая школа, 1996.
- Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. М.: Новая школа, 1996.
- Волина В.В. Праздник Числа. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 304 с.
- Волина В.М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. 2002.
- Лазуренко Л.В. Занимательные материалы к урокам математики. Волгоград, 2005.
- Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: методическое пособие для 2 класса. М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Перельман Я.И. Веселые задачи. М.: АСТ Астрель, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Календарно-тематическое планирование