Постол Татьяна Викторовна
Зуева Любовь Валентиновна
Старший воспитатель, учитель-логопед, МАДОУ № 21, Снежинск, Челябинская область
Заместитель заведующего по УВР, МАДОУ № 21, Снежинск, Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Постол Т.В., Зуева Л.В. Эффективные приёмы развития познавательно-речевой активности у детей с ОНР на занятиях по развитию речи // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1445496
ПРИЛОЖЕНИЕ: приложение к статье
У детей с речевыми нарушениями отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей.
В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, память, восприятие, мышление, воображение – опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребёнка, задерживают формирование познавательных процессов.
Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи – высокий уровень их речевой и познавательной активности.
Предлагаем вашему вниманию эффективные приёмы развития познавательно-речевой активности у детей-дошкольников с нарушениями речи. Данные приёмы целесообразно использовать на занятиях по развитию речи и формированию целостной картины мира.
1. Практические действия с предметами. Известно, что познавательная деятельность начинается с живого созерцания, т.е. ощущений и восприятий, когда дети учатся практическим (перцептивным) действиям. Этот этап проходит в младшей и средней группах. Дети учатся видеть, слышать, сравнивать конкретные предметы непосредственным путём, определять их цвет, величину, форму при помощи зрительного, тактильного, вкусового анализаторов. Приёмы – «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». На занятиях используются преимущественно натуральные предметы и игрушки.
2. Проблемные вопросы, проблемно-игровая, проблемно-практическая ситуация.
Именно проблемный вопрос, проблемная ситуация подводят детей к пониманию противоречий между новой задачей и старыми (имеющимися) способами её решения. Нужно лишь обратить внимание детей на эти противоречия, и дети сами решают поставленную перед ними задачу.
Например, изучая тему «Домашние животные», можно создать проблемно-логическую ситуацию: выложить перед детьми различные предметы – клубок шерстяных ниток, банку из-под сметаны, упаковку из-под масла, пакет из-под молока, шерстяные варежки, кожаную сумку. Спросить: «Почему я объединила эти предметы вместе?» Пусть дети попытаются рассуждать, доказывать. Постепенно, развивая детские суждения с помощью вопросов: «Из чего делают шерстяные нитки?», «Откуда берём шерсть?» или «Из чего сшита сумка?», «Откуда берут кожу?» подвести детей к выводу: «Все эти предметы вместе потому, что их получают от домашних животных».
3. Речевые логические задачи.
Это рассказы-загадки, стихотворения-загадки о явлениях природы, окружающей жизни, о животных, растениях, которые обеспечивают активность мыслительных процессов и речи. Данный приём можно использовать как на занятиях по ознакомлению с окружающим, так и на художественной литературе, и на занятиях по развитию связной речи (Приложение).
Например, занятие по теме «Перелётные птицы», можно начать с логической задачи: «Каждый выходной я гуляю с собакой по лесу, наблюдаю за птицами, слушаю их голоса. Но вчера в лесу было тихо и спокойно. Только стук дятла нарушал тишину. Расскажите, что случилось в лесу? Почему было тихо?»
Решая эту логическую задачу, дети приходят к выводу: «Осенью все перелётные птицы улетели зимовать в тёплые края, остались лишь зимующие».
Изучая тему «Дикие животные», можно занятие начать с предложенного детям текста «Дружба», создавая тем самым логическую задачу. Данный приём активизирует детей, делая занятия яркими и интересными.
4. Проведение опытов способствуют высокой активности и самостоятельности детей при решении познавательных задач. Через опыты дети усваивают знания о живой и неживой природе.
Например, изучая тему «Зима», можно с помощью опыта определить, что происходит с деревьями – «спят» они или «замерзают»; при изучении темы «Весна» – понаблюдать за набуханием почек и появлением листьев; при изучении темы «Комнатные растения» практически осуществить пересадку растений, и наблюдать за ростом растений.
5. Использование на занятиях игровых приёмов или полностью игровые занятия.
Например, КВН по обобщающей теме «Осень», «Зима» и др. Дети в течение занятия соревнуются в отгадывании загадок, решении логических задач, придумывании различных определений к заданным словам, отгадывании кроссвордов по теме, выборе картинок, складывании разрезных картинок Элемент соревнования подстёгивает детей, активизирует их речевую и мыслительную деятельность. Элемент соревнования с использованием фишек необходимо включать на каждое занятие.
Игровые приёмы, единый игровой сюжет занятия помогают неинтересную для детей задачу представить в игровой форме.
6. Использование художественного слова.
Данный приём активизирует детей, привлекает их внимание, способствует познавательно-речевой активности: «Прослушай стихотворение и подбери нужную картинку», «Какая картинка подходит к строчкам?». Использование данного приёма зависит от мастерства педагога – в нужный момент внести в занятие поэтические строки, эмоционально передать содержание.
7. Действенную помощь на занятиях развития речи оказывают разнообразные схемы, пиктограммы, которые помогают детям запомнить логическую последовательность события, усвоить общие закономерности, связи, отношения между предметами и явлениями, спланировать свой ответ. Привлечение зрительного, двигательного, слухового анализаторов способствуют точному и осознанному воспроизведению рассказов. На занятиях используются как подготовленные пиктограммы, так и создаваемые педагогом совместно с детьми непосредственно на занятии.
8. Творческие задания – придумывание загадки, сочинение короткой сказки, придумывание начала и конца рассказа, придумывание рассказа-диалога овощей, фруктов, животных, птиц.
Данный приём труден для детей с нарушениями речи, поэтому его целесообразно использовать параллельно с использованием схем и пиктограмм.
9. Приём запланированных ошибок оживляет интерес к занятию, учит детей проверять, контролировать свои действия и результат, анализировать и исправлять ошибки, осознавать процесс выполнения задания.
Ошибки могут исходить как от педагога, так и от игрового персонажа, например, Буратино, Незнайки, маленького Вовочки и т.п.
Например: «Я вас буду путать, если найдёте ошибку, исправьте её»:
Можно использовать на занятиях игры «Что напутал Незнайка» (по панно «Времена года»), «Помоги ёжику собрать картину «Осень» (даётся ошибочно собранная картина с фрагментами разных времён года), «Исправь мои ошибки» (по настольному панно «Времена года»), «Найди ошибки художника» (использование нелепиц в картинках), также можно использовать стихотворные небылицы и попросить ребёнка исправить их. При работе с серией сюжетных картинок – «Помоги навести порядок», «Подумайте, правильно ли я расставила картинки, если нет, исправьте» и т.п.
10. Использование рассказов или сюжетных картин со скрытым смыслом. Данный приём активизирует детей, развивает их мыслительные процессы, стимулирует речевую активность, учит детей вести активный диалог по предложенной теме.
11. Использование аналогий (по картинкам и на слух)
Задание: к указанному сову подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), подробно объяснив свой выбор.
Пример: стрелка – часы, колесо – …. (Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины)
Белка – дупло, медведь – ..
Кофта – шерсть, шуба – …
12. Использование дидактических игр и речевых упражнений («Да – нет», «Хорошо – плохо», «Сравни 2 предмета», «Продолжи ряд», «4-й лишний», «Разложи на группы», и т.п.)
Перечисленные игры можно вводить в занятия, а можно проводить как подготовку к нему, а также в коррекционную работу, во время прогулки.
В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается, что познавательная активность носит индивидуальный характер, у одних детей она выше, у других ниже. Но тем не менее, повысить познавательную активность можно у каждого ребёнка в отдельности, когда педагог знает особенности каждого ребёнка, опирается на достигнутое и помогает ребёнку подняться выше, стимулирует его к проявлению самостоятельности, инициативы в нахождении способов решения познавательной задачи.
Литература: