Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность

Беляева Людмила Петровна

Воспитатель, Детский сад № 6 "Рябинка", г. Моршанск, Тамбовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Беляева Л.П. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1435716


 

Развитие познавательного интереса, любознательности детей старшего дошкольного возраста является важнейшим условием его полноценного общего развития, поскольку познавательная активность выполняет необходимую функцию в развитии мышления, речи, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, что особенно актуально для формирования предпосылок учебной деятельности будущих школьников. 

Кроме того тема «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме познавательной и исследовательской деятельности (ФГОС ДО пункт 1.2).

Для меня, как педагога, основной целью являетсярасширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Достижению этой цели помогает решение следующих задач:

  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Для решения задач и повышения эффективности работы с детьми в данном направлении мною используются различные методы и приемы, в том числе:

  • наблюдения;
  • эвристические беседы;
  • моделирование;
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментальной деятельности;
  • дидактические игры, игровые развивающие ситуации.

Чтобы каждый ребенок получил возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем для организации познавательно-исследовательской деятельности в группе был создан центр для экспериментальной деятельности «Мини-лаборатория».

В центре имеется разнообразное оборудование.

Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, микроскоп, компас, магниты.

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл).

Природный материал (камешки, песок, ракушки, шишки, семена разных растений).

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. 

Специально организованная исследовательская деятельность позволила моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах и явлениях. В уголке экспериментальной деятельности дети проводили самые разнообразные опыты с веществами, предметами.

Например «Волшебные стеклышки», «Волшебница вода», «Осадки», «Свойства воды», «Очищение воды», «Свойства льда», «Что можно почувствовать кожей?», «Почему все звучит?», «Как мы чувствуем запахи?», «Магнитфокусник» и т.д.

Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста и совершенствования его исследовательской активности, способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию детей.

Систематизация и уточнение знаний и представлений детей, происходила при проведении бесед. Это метод, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Посредством бесед дети целенаправленно усваивали сведения о конкретных предметах и явлениях, учились словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Участвуя в беседе, каждый ребенок учился концентрировать свое внимание на одном предмете, вспоминал то, что знал о нем, приучался логически мыслить. 

Проводились познавательные беседы, по дидактическим целямвводные и обобщающие (итоговые). «То, что растетживое!» «Еда вкусная и полезнаяЧто на грядке растет», «Культурный человек», «Природа нашей страны» и др.

Когда у детей уже появился определенный багаж знаний и опыта очень эффективным методом развития у них познавательного интереса, любознательности стала эвристическая беседа, в ходе которой дети самостоятельно подводят итоги и делают выводы. При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям самих детей. 

Отвечая на вопросы - Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом ещё можно решить эту проблему? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об это мы можем узнать? дети самостоятельно выдвигают возможные способы решения проблемы. То есть они не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.

Другим направлением познавательно-исследовательской деятельности является организованное наблюдение. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей и учитываю то, что в процессе наблюдения, ребенок учится анализировать, сравнивать, делать выводы и выявлять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

Дети познают различные объекты, события, явления, наблюдая «За сезонными изменениями», «За природой после дождя», «Как растет лук» «Рассматривание цветов», «Солнце - источник тепла и света» и др. Наблюдаем, за многообразием формы и цвета листьев, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами. Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек), птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные). Наблюдая за погодой, дети используют знаки, символы для фиксации результатов. 

Обнаружить связи, представить их в обобщенном виде с использованием графических знаков, символов детям помогает знаково-схематическое моделирование: создание предметносхематических моделей, таких как: «Деревья в разное время года». (Аппликация с цветными кружочками (листья дерева)зелёные, жёлтые, красные), «Деревья с разными формами листьев». (Дети зарисовывают ствол дерева и наклеивают готовые формы (листья)), графической модели: «Алгоритм посадки и ухода за деревьями», «Условия необходимые для роста растения»

Большие возможности через моделирование заложены в играх. Дети охотно играют в дидактические игры с применением моделирования, такие как «Что хорошо и что плохо» правилах поведения в природе), «Чей хвост?», «Отгадай, что за растение» (сенсорнографическое моделирование), «Дорисуй, что не хватает». И другие дидактические игры «Природа и человек», «Мое облако», «Найди листок, как на дереве», «Не ошибись», «Кто больше знает?», «Отгадайте, что за растение»; подвижные («Коршун и наседка», «Быстро возьми», «Совушка», «Будь внимателен»), сюжетно-ролевые («Детский сад», «Семья». «Школа», «Путешествие», «Супермаркет»).

Я специально создавала ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагалось найти выход. Главное назначение этого методастимулировать познавательный процесс. Именно игра позволяет мне, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, удовлетворить детскую любознательность.

Считаю, что активное внедрение в образовательный процесс различных форм познавательно-исследовательской деятельности способствовало развитию памяти, мышления, речи детей, способствовало развитию любознательности и познавательных интересов.