Музыкальная гостиная в детском саду как один из видов культурных практик

Алерт Елена Геннадьевна

Музыкальный руководитель, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", п. Краснобродский

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Алерт Е.Г. Музыкальная гостиная в детском саду как один из видов культурных практик // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1435701


 

В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность

Д. Лессинг

 

Современный дошкольник. Какой он? Что ему интересно? Как заинтересовать его? Такие вопросы задает себе хотя бы однажды каждый педагог. Меняется жизнь, меняется мир вокруг нас, меняются живущие в нем люди и, конечно, меняются дети. Современные дети намного талантливее, способнее и любознательнее прежних дошкольников. Именно поэтому перед современным дошкольным образованием стоит нелегкая задача – создать полноценные условия для реализации неповторимого потенциала каждого ребенка, помочь ему раскрыться. Детский сад перестал быть просто местом временного пребывания ребенка. Теперь это первая ступень образования. В связи с этим все учреждения дошкольного образования пересмотрели уровень подготовки детей к обучению в школе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которые должны содействовать развитию и становлению у дошкольника познавательной активности и обеспечивать собственно развитие каждого ребенка. В п.2.11.2 ФГОС дошкольного образования «В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности и разных видов и культурных практик» [1, с. 15]. Так в Программе дошкольного образования появились такие изменения и дополнения как культурные практики, которые явились одним из индикаторов успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Культурные практики – это приобретение и повторение опыта взаимодействия и общения с разными людьми. Это освоение не только позитивного жизненного опыта (дружбы, взаимопомощи и заботы), но также и негативного опыта (недовольства, грубости, протеста и обиды). От того, что именно будет присутствовать в жизни ребенка в большей степени, что он будет практиковать, зависит и система ценностей, и дальнейшая судьба маленького человека. 

Обосновала термин «культурные практики» ученый-философ Наталья Борисовна Крылова. Она считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта» [3, с. 79]. Можно сказать, что культурные практики - это наиболее эффективный путь решения особо острых проблем современного дошкольного образования, направленного на успешную позитивную социализацию и индивидуализацию детей. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает ребенок дошкольного возраста в своем опыте самостоятельно или при поддержке педагога и взаимодействии с ним [3, с. 82-83]. 

Результатом реализации культурных практик является формирование универсальных умений детей, которые включают готовность и способность каждого ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм. В своей деятельности, переживаниях, поступках, оценках каждый ребенок выступает субъектом культуры, поскольку в той или иной мере опирается на духовные и нравственные общечеловеческие ценности. 

Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня и ориентированы на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Инициируемые педагогом культурные практики предполагают насыщение жизни воспитанников детского сада разнообразными культурными событиями, которые открывают для них новые грани активности, новое содержание жизни. Такие культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать [2, с. 273-275].

Музыкальная гостиная как одна из форм культурных практик для дошкольников представляет собой явление интегративное, удовлетворяющее актуальные запросы ребенка и современного общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Это форма работы, предполагающая творческую деятельность детей - способ восприятия музыкальных произведений и свободное общение педагога и детей на музыкальном материале [4, с. 38-39]. 

Согласно разработанному годовому плану художественно-эстетического развития в нашем детском саду такие культурные практики как музыкальные гостиные активно используется, и стали традиционными. Они являются взаимодополняющими и объединены общей тематикой – композиторы и написанные ими музыкальные произведения. Материал мероприятий предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста и направлен на патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Главная задача таких мероприятий – обогатить духовный мир дошкольников через высокохудожественные образы музыкального искусства и влюбить в хорошую музыку. На мероприятиях царит атмосфера творческого обмена и самовыражения, сотрудничества детей и взрослого. Воспитанники знакомятся с произведениями классиков отечественной и мировой музыки, современных композиторов. Учитывая особенности детского восприятия, наглядно-образное мышление, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения, включающий как слуховое, так и зрительное восприятие. Это и просмотр мультимедийных презентаций, и музыкальных клипов, и музыкальных мультфильмов. 

Подготовка и проведение музыкальных гостиных строится по нескольким принципам:

  • принципу полноты, необходимости и достаточности возможность «на малом учить многому»;
  • принципу творчества где воспитанники могут выполнять творческие задания после прослушивания музыкального произведения;
  • принципу интеграции – присутствие большинства образовательных областей;
  • принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми.

Одна из последних встреч в музыкальной гостиной была посвящена гимну Кемеровской области. Ребята подготовительной к школе группы познакомились с авторами песни, закрепили знания о символике Кемеровской области, вспомнили о том, что означает выражение «малая родина». Воспитанники старались быть культурными слушателями: дослушали рассказ и музыкальное произведение до конца, внимательно смотрели подготовленную мультимедийную презентацию. Старались не перебивать других ребят и дополняли их ответы. Дети проявляли инициативу и высказывали свое мнение о прослушанном произведении и просмотренном видеоматериале. Воспитанники эмоционально откликнулись на торжественную музыку гимна и слушали его, как и полагается стоя.

Такие встречи помогают формировать общую культуру личности детей дошкольного возраста, развивают их социальные, нравственные, эстетические и интеллектуальные качества. Они являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Хочется отметить, что ребятам очень нравятся такие встречи с миром музыки, где прослеживается пересечение различных видов искусств: живописи, театра, поэзии. 

Прослушание музыки уникальный вид деятельности. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, у него развивается воображение, мышление и познавательная активность. В процессе анализа музыкального произведения у дошкольника развивается речь, которая становится выразительнее и содержательнее [3, с. 102].

Неизгладимое впечатление на детей производит прослушание «живой» музыки. Именно поэтому часто мы проводим музыкальные гостиные совместно с педагогами и воспитанниками детской школы искусств. Такое сотрудничество проходит в рамках разработанной педагогами нашего детского сада программы взаимодействия дошкольной организации с организациями малого города по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников. 

Концепция развития и воспитания духовно-нравственной личности гражданина России легла в основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Согласно Концепции «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [5, с. 12-13].

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что в условиях возрастания интенсивности и объема учебно-познавательной деятельности, развитие творчества, к сожалению, отходит на второй план. Такая форма культурной практики как музыкальная гостиная помогает открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира, научить ребенка понимать и любить классическую музыку, ощутить красоту и гармонию вокруг себя. Это возможно только в том случае, если ребенок слушает музыку часто, вдумчиво и имеет возможность поговорить о ней, поделиться своими впечатлениями [4, с. 9].

Дошкольное детство это особый культурный мир, со своими ценностями, языком, чувствами и ощущениями, мышлением. По мнению Н.Б. Крыловой, это «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами» [2, с. 272].

Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных возможностей личностного развития ребенка средствами культуры. Встречи с искусством в музыкальной гостиной играют большую роль в духовно-нравственном и творческом развитии детей дошкольного возраста и открывают новые возможности для практической деятельности и для формирования эстетического отношения к окружающему нас миру. Музыкальная гостиная как одна из форм культурных практик, позволяет освоить дошкольникам культурные умения и войти в социокультурное пространство.

 

Литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  • Крылова Н.Б. Культурологическое образование. М.: Народное образование, 2000. С. 272-275.
  • Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102.
  • Справочник музыкального руководителя. 2014. 2. С. 9-10.
  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в России. М.: Просвещение, 2009. С. 12-18.