Несмачных Марина Анатольевна
Шевченко Виктория Владимировна
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", Кемеровская область, пгт. Краснобродский
Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", Кемеровская область, пгт. Краснобродский
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Несмачных М.А., Шевченко В.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1435258
В стремительно развивающемся современном мире только всесторонне развитый человек может легко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, быть успешным в школе, востребованным на работе. Именно поэтому своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности человека. Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Исправить нарушения всех компонентов речевой системы может только квалифицированная помощь учителя-логопеда. Поэтому целью моей работы как учителя-логопеда является формирование у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.
Многолетняя работа с воспитанниками, имеющими нарушения речи, подтолкнула меня к поиску различных технологий, применяемых для моих неусидчивых и невнимательных подопечных, которые позволили бы наряду с традиционными методами коррекции, достигнуть положительного результата; помогли сделать образовательный процесс интересным, увлекательным, познавательным, а самое главное помогли исправить нарушения речи детей.
Как показала практика, использование информационно-коммуникационных технологий явилось тем самым перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, которое позволило дошкольникам более успешно адаптироваться к требованиям современного общества. Оно стало одним из источников мотивации, способствующей активизации познавательной активности дошкольников.
Гармоничное сочетание дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, биоэнергопластики, кинезиологических упражнений с интересными и красочными мультимедийными играми, презентациями, разработанными мною, позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным, что значительно повышает мотивацию детей к занятиям, сокращает время на преодоление речевых нарушений.
С целью реализации коррекционных задач на индивидуальных и подгрупповых занятиях использую фрагментарно мультимедийные игры с обязательным проведением зрительной гимнастики и физминуток. С воспитанниками подготовительной к школе группы один раз в неделю, с учётом здоровьесберегающих технологий и требований СанПИН, введены занятия в интерактивной комнате с использованием интерактивных столов и интерактивной песочницы. Данное оборудование помогает сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
В работе с родителями также мною используются информационно-коммуникационные технологии. Современное оборудование помогает подготовить и провести родительские собрания, консультации, открытые показы, игры и задания для занятий с детьми в домашних условиях. Разместить необходимую для родителей информацию на личном сайте педагога, сайте детского сада. Однако наибольшую эффективность показали совместные занятия родителей с детьми с использованием различных технологий, в том числе ИКТ. Использование в моей практике такой формы работы помогает наладить контакт с родителями, наглядно познакомить с приемами и методами коррекционно-развивающей работы, а детям ощутить внимание и поддержку со стороны родителей.
Также мною апробирована новая форма работы – онлайн-встречи с родителями воспитанников «Играя, развиваем речь дошкольника». Заочные консультации имеют свои плюсы: их можно просмотреть в удобное для родителей время, в любое время вернуться к интересному заданию.
Таким образом, внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с воспитанниками логопункта.