Дидактические игры по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Мородумова Екатерина Равкатовна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 124, г. Челябинск, Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мородумова Е.Р. Дидактические игры по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1433914


 

Нас в любое время года учит мудрая природа. 

Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте.

У природы круглый год обучаться нужно, 

Весь лесной народ учит крепкой дружбе.

А. В. Орлов

 

Младший дошкольный возрастначинается с начало огромной работы в ознакомлении малышей с природой. В этом возрасте главное научить детей наблюдать, замечать изменения, происходящие в природе, природные явления, вызвать стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями, а формировать экологическое мировоззрение дошкольника можно через проведение дидактических игр. Именно игра развивает наблюдательность, воображение, сенсорные способности, мышление ребенка. Дидактические игры нужны для того, чтобы в процессе интересной, развлекающий деятельности ребенок учился чему-то новому, узнавал что-то, приобретал новые навыки. Знания, приобретенные таким образом, очень хорошо откладываются, малыш запоминает все. В частности, дидактические игры по экологии позволяют малышу научиться общаться с природой и окружающим миром. Ребенок в процессе игры узнает что-то новое о разных животных, растениях, понимает, как можно себя вести в природе, а какнельзя.

В педагогике есть игры по разным основаниям. Особое место занимает дидактическая играэто разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры можно классифицировать по содержанию на математические, сенсорные, речевые, музыкальные, экологические и др. Рассмотрим подробнее игры экологического содержания (экологические игры).

По определению С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина «экологическая игра»это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности, а дидактические игры по экологииэто занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе.

Авторы выделяют следующие виды экологических игр: соревновательные, ролевые, имитационные.

Соревновательные игры экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений.

Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений.

Имитационные игры экологического содержания основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности.

С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет следующие виды дидактических игр экологического содержания:

  • предметные;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей детей. Как пример предметных игр можно привести«Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Найди детеныша для мамы», «Во дворе» и т.д.

Настольнопечатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок «Ягоды и фрукты», «Кто что ест», лото «Времена года» и т.д. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр, можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы: 

  • доступность;
  • повторяемость;
  • постепенность выполнения заданий;
  • учет возрастных особенностей детей.

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить на занятиях по ознакомлению с миром природы, в самостоятельной игровой деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д.

Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:

  • игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
  • игры для формирования нравственнооценочного опыта поведения дошкольников в природе.

В ходе проведения дидактических игр экологического содержания целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал. В дидактических играх в природе, я использую натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, сухие плоды, камни, листья, ветки, шишки и т.д.) Эти игры помогают ребенку увидеть неповторимость и ценность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

В заключении хотелось бы добавить, что экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Одним из методов работы является проведение дидактических игр экологического содержания. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную систему.

Картотека дидактических игр по экологии в первой младшей группе:

 

«Найди детеныша для мамы»

ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».

Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.

«Достань камешек»

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.

Содержание.

На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.

 

«Теплыйхолодный»

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Содержание.

Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячикижелтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбкив теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбокв емкость с теплой водой.

 

Узнай и назови»

Цель: закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.

Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке.

Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.  

 

«Гав-Гав»

Цель: закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!»на заре,

«Гав! Гав!»на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»  

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гавгав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.  

 

«Во саду ли, в огороде?»

Цель: учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсинывкусные, сладкие. Этофрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Этоовощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблокоэто фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п.  

 

«Чьи это дети», «Кто что ест?»

(речевое развитие)

Цель: учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей, знать, чем питаются, учить им звукоподражанью.

Воспитывать гуманное отношение к животным.

Вариант 1 «Назови животное»

Усложнение: «Найди детенышей»

Вариант 2 «Накормим животных»

Усложнение: «Кто как кричит»

Усложнение: отгадывание загадок о животных.