Работа с деформированным текстом на уроках русского языка

Яровая Ирина Александровна
Соломенцева Оксана Владимировна

Учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ № 40», г. Старый Оскол, Белгородская область
Учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ № 40», г. Старый Оскол, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Яровая И.А., Соломенцева О.В. Работа с деформированным текстом на уроках русского языка // Совушка. 2022. N3 (29). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/29/ (дата обращения: 27.05.2025).

Заказ № 1434862


 

Опыт показывает, что многие учащиеся не воспринимают информацию, не могут работать с ней, не понимают задания, просят, чтобы учитель повторил, объяснил, это происходит, в основном, в 5 классах. А хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ и т.д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Работе с текстом на уроках русского языка уделяю особое внимание. Работа с текстомэто система уроков, на которых формируются у учащихся следующие умения: понимание, формулирование причины и следствия, знакомство с ключевыми понятиями, их ролью, ключевыми предложениями и ключевыми абзацами , интерпретация, конспектирование, свертывание и развертывание текста, извлечение из текста самого необходимого. В работе использую разные приемы: приемы ознакомительного чтения, приемы поисково-просмотрового чтения, приемы критического чтения и т.д. Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Опыт показывает, что работа с деформированным текстом дает положительные результаты в работе с текстом. Деформацию материала часто использую на уроках, при составлении кластера при обобщении пройденного материала или изучении нового материала, пропускаю пункт, где учащиеся находят в учебнике или сами догадываются. Часто предлагаю детям сделать анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), составить вопросы по тексту. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Задания разные: аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, многие современные дети не знают, что означает то или иное слово, не могут объяснить смысл многим пословицам и поговоркам Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, развивает орфографическую зоркость, а также обогащает словарный запас, а это теснейшим образом связано с личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными УУД. Цель смыслового чтениямаксимально точно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить полученную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся нужно четко понимать смысл текста, составлять систему образов, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Когда учащийся внимательно вчитывается в каждую строчку, он проникается смыслом благодаря анализу текста, что влияет на его собственное развитие. Вдумчивое чтение активизирует работу воображения, создание образов.

Важная задача всех предметов в школеэто научить обучающихся читать правильно. Правильно, это значит вдумчиво, извлекая из прочитанного важную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, уметь интерпретировать и оценивать.

Какой же должна быть математика, чтобы все учащиеся полюбили этот предмет? На уроке желательно создать ситуацию, в которой дети приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности. И, конечно же, ребенку на уроке должно быть интересно и понятно, зачем он изучает данный материал и где может применить полученные знания, независимо от того, в каком классе он обучается.

Текст учебника математики отличается от других учебников еще и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл. Из-за этого у ребенка возникает неверное ощущение, что он все выучил хорошо, верно привел формулировку. Итак, важнейшее обще учебное действиеэто смысловое чтение:

  • извлечение информации; определение основной и второстепенной информации;
  • построение речевых высказываний, адекватно, осознанно и произвольно передающих содержание текста, дающих ответ на вопрос;
  • логические действия, направленные на анализ, обобщение, классификацию, рассуждения и умозаключения на основе прочитанного текста.

Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики.

Стратегии смыслового чтения

Этапы решения задач

Что должен уметь ученик

Поиск информации и понимание прочитанного

Анализ содержания задачи.

Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения.

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию.

Преобразование и интерпретация

Осуществление плана решения задачи.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.

Оценка информации

Проверка решения задачи.

Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её.

 

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие являетсяповышение качества образования. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее _ это умение пользоваться этим материалом.

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.

Решение: чтобы повысить качество образования учителю следует: улучшать процессы преподавания и обучения; использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения. Кроме того, учителю нужно более продуманно формулировать цели своей деятельности; ставить конкретные задачи; прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности; отслеживать уровень мотивации учащихся; наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы; отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся.

Принципы работы

Педагогу необходимо умело использовать набор современных образовательных технологий с учетом особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект. Наиболее продуктивным я считаю технологии, основанные на личностно-ориентированном обучении.

Иными стали задачи учителяне научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учительорганизатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт. Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение = развитие личности. Личностно-ориентированный подход к образованию призван решать и задачу качества обучения.

Поэтому, проведя анализ всего многообразия использующихся педагогических технологий, для своей работы я отобрала и использую:

  • здоровье - сберегающие технологии;
  • технологии дифференцированного обучения;
  • информационные технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Здоровьесберегающие технологии: регулярно проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, наблюдение за сменой видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (проводится регулярное проветривание кабинета на переменах, обеспечивается рекомендованная посадка детей, соблюдается правильная осанка во время выполнения письменных заданий и при работе за компьютером, соответствует нормам освещение в кабинете, согласно росту учащихся подобрана мебель), обязательным является дозированное домашнее задание и  создание комфортной психологической обстановки на уроках.

Психологический климат на уроке. Каждый урок начинается с психологического настроя класса. 

Смена видов деятельностидостижение эффективности урока. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Поэтому за время урока я стараюсь чаще менять виды деятельности. Порой на уроке бывает 5-7 разнообразных видов деятельности! Поэтому, когда прозвенит звонок с урока, многие дети говорят, что не заметили, как пролетел урок, что совсем не чувствуют усталости при достаточно высокой интенсивности и продуктивности.

Используемые мною технологии относятся к личностно-ориентированным. Они обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. У многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Их учебный день, особенно в старших классах, порой превышает рабочий день взрослого человека. Это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся. Безусловно, ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать только с негативным влиянием «школьных факторов». Необходимо учитывать также неблагоприятные социально-экономические условия жизни семей, отрицательное влияние некоторых экологических факторов, нарушения состояния здоровья.

Интенсивность современного урока приводит к росту нездоровых детей. Изменения в организации урока могут снять эту проблему. Поэтому я применяю традиционные и современные образовательные технологии через призму здоровья сбережения, стимулируя этапы урока, учитывая пики и спады активности. Работа ведется в тесном контакте со школьной социальной службой: психологи, логопед, социальный педагог.

Технологии дифференцированного обучения. В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.

Поэтому мы приходим к выводу о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Для дифференцированного обучения я использую: задания по картам разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных заданий, карточки для коррекции знаний по литературе. Каждая карточка посвящается одному отдельному вопросу и состоит из трех частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и задания для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися классе или дома). Если эти задания ученик не может выполнить, объяснение продолжается, применяются индивидуальные консультации.

Для организации эффективной самостоятельной работы учащихся в классе и дома я применяю дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приемов, т.е. систему действий в определенной последовательности.

Информационнокоммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка уместно применять при изучении отдельных тем и разделов общеобразовательной программы. Это обуславливается следующими факторами:

  1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке;
  2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т.д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке. Поэтому я на уроке, как правило, практикую выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций, разработанных самим учителем по конкретным темам урока.

Презентация же может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи, сделать рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным ...


ПРОДОЛЖЕНИЕ статьи по ссылке.