Сценарий мероприятия в рамках внеурочной деятельности «Мама – это значит жизнь!»

Батурина Ольга Николаевна

Учитель начальных классов, МБОУ лицей имени генерал – майора Хисматулина В.И., г. Сургута, ХМАО – Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Батурина О.Н. Сценарий мероприятия в рамках внеурочной деятельности «Мама – это значит жизнь!» // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1427471


 

«Ребенок это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям».

В. Сухомлинский

 

Пояснительная записка

В статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изменениями от 03.08.2018) говорится о том, что

«родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Основными целями организации взаимодействия с родителями учащихся начальных классов в рамках разработанного мероприятия «Мама это значит жизнь!» являются повышение роли семьи в воспитании и развитии детей, социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного коллектива, а также организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

Важнейшей проблемой нашего времени является духовно-нравственное воспитание детей. Очевидно, что процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организации взаимодействия с родителями. Семья, школа, детский коллектив посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними поколениями.

Как бы ни старались педагоги прививать детям культуру, ценности и воспитывать, опираясь на лучшие традиции, постулаты педагогики, семья является первым социальным институтом, ее роль сильнее и значимее.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Эффективное сотрудничество родителей и педагогов способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Родители и педагоги воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Психолого-педагогические основы коммуникации в данном мероприятии определяются в результате общения, одного из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта. Общение выражается во взаимодействии участников мероприятия и направлено на согласование и объединении усилий с целью достижения общего результата.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения) обозначено, что духовно- нравственные ценности личности формируются в семье. Именно в семье складываются представления о добре и зле, честности и справедливости, ответственности и порядочности, дружбе и долге, духовных ценностях и нравственных поступках. Но наиболее системно и последовательно духовно- нравственное воспитание происходит в школе. Именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Подведение итогов предусматривает диагностику удовлетворенности родителей через отзывы. По окончании мероприятия, родителям предлагается заполнить рефлексивную мишень (приложение 1), самодиагностика учителя по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках мероприятия проводится в соответствии с рефлексивным листом (приложение 2).

 

«Мама это значит жизнь!»

Дата проведения: 25 ноября

Место проведение: малый актовый зал школы. Время проведения мероприятия: 60 минут

Целевая аудитория: учащиеся 2 класса, родители, учителя.

Цель: включение детей в систему социальных отношений, развитие творческих и актёрских способностей; воспитание любви, чувства благодарности и уважительного отношения к матери, формирование художественного вкуса, приобщение к театральному искусству.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Ознакомить учащихся с историей праздника;
  • Сформировать навыки культуры поведения во время проведения праздника.

2. Развивающие:

  • Развивать творчество, инициативу, самостоятельность;
  • Развивать психолого-педагогические основы коммуникации со взрослыми людьми.

3. Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, доброжелательность, отзывчивость;

  • Воспитывать уважение к женщине, как человеку, дарующему жизнь, хранительнице домашнего очага.

Накануне перед проведением праздника с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности, беседа о правилах поведения, этикете.

Подготовительная работа

  1. Чтение стихов, рассказов о маме.
  2. Сбор фотографий для фотогазеты «Мама лучшая на свете», оформление стенгазеты.
  3. Беседы, дискуссии: «Значение мамы в жизни человека», «Знакомьтесь моя мама!».
  4. Изготовление приглашения для мамы.
  5. Совместное оформление с детьми фотогазеты «Мама лучшая на свете».
  6. Изготовление аппликации из ладошек «Подарок для мамы».
  7. Разучивание песен о маме.

Механизмы включения родителей в совместную деятельность

  1. Составление плана сценария совместного праздника «Мама это значит жизнь!»
  2. Изготовление костюмов для инсценировки сказки «Муха Цокотуха».
  3. Изготовление из цветной бумаги отпечатков ладошек для оформления праздничной газеты.

Форма проведения: мероприятие проводится в форме праздника с элементами концертных выступлений, театрализованного представления и конкурсной программы.

Оборудование и оформление:

  • Выставка рисунков «Моя мама»
  • Плакаты «С праздником, дорогие мамы!» и «Сердце из ладошек». Компьютер, проектор.
  • Презентация.
  • Стендовая доска.
  • Поделки детей.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Костюмы для инсценировки сказки «Муха Цокотуха». Карточки с буквами.
  • Воздушные шары.
  • Цветные ладошки из бумаги, магниты.
  • Лист формата А3 с нарисованным солнышком без лучиков. Лучики из красной, желтой и синей бумаги.

Эпиграфы к мероприятию:

  • Что ты делаешь для родителей, то ожидай и от детей своих. (Пословица)
  • Почтительный сын тот, кто огорчит свою мать только своей болезнью (Конфуций)
  • Мать – единственное божество, которому поклоняются все. (Э. Легуве)
  • Мама – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей. (У. Теккерей)
  • Почитай мать, как землю родную. (Пословица)
  • Плоха та птица, которой свое гнездо не мило. (Пословица)

 

Ход мероприятия

I. Организационная часть

начале праздника звучит песня и видеофильм про маму).

Учитель:

Сегодня на целом свете праздник большой и светлый. 

Слушайте, мамы, слушайте – 

Вас поздравляют дети! 

А у нас сегодня день особый,

Самый лучший праздник – праздник мам! 

Праздник самый нежный, самый добрый. Он, конечно, дорог очень нам!

Нынче праздник, нынче праздник, 

Праздник наших милых мам!

Этот праздник, нежный самый, 

В ноябре приходит к нам.

На свете добрых слов немало, 

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов простое слово: «мама» 

И нету слов дороже, чем оно.

Дорогие мамы, нам бы очень хотелось, чтобы сегодняшняя встреча доставила вам радость, оторвав хоть ненадолго от повседневных забот, чтобы вы почувствовали, как любят вас дети, как дорого им ваше внимание. «Мама» самое понятное слово на земле. Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые ласковые и нежные руки, они всё умеют. У мамы самое доброе и верное сердце, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько б ни было человеку лет, 5 или 50, ему всегда нужна мама.

А знаете ли вы, что праздник День матери в России был установлен Указом Президента РФ Б. Ельцина 20 лет назад, от 30 января 1998 года, и отмечается в последнее воскресенье ноября. В этот день мы воздаем материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих детей. Сегодня матерями в нашей стране являются более 50 миллионов женщин.

 

II. Основная часть

Притча о маме:

Сценка (выходит ученик):

Ребенок: Завтра я появлюсь на свет. Скажи, Боже, что мне делать в этом мире, ведь я ничего не знаю и очень боюсь?

Голос за кадром: Не переживай, я подарю тебе ангела, который постоянно будет рядом и защитит тебя от бед и печалей.

Ребенок: А как зовут моего ангела?

Голос за кадром: Ты будешь называть его «Мама».

(Выходит мама и берет ребенка за руку).

Учитель: Сегодня замечательный праздник День матери. И пусть на улице наступили морозы, но от этого праздника веет таким теплом, которое согревает всех в этом зале. День матери это самый теплый и сердечный праздник, посвященный самому дорогому и близкому человеку маме! Первый человек, которого мы любим в жизни, конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь.

Ученик:

Мама это значит нежность, 

Это ласка, доброта,

Мама это безмятежность, 

Это радость, красота!

Мама это на ночь сказка, 

Это утренний рассвет,

Мама в трудный час подсказка, 

Это мудрость и совет!

Мама это зелень лета, Э

то снег, осенний лист, Мама это лучик света,

Мама это значит ЖИЗНЬ!

(Авт. Александр Сербалюк)

Учитель: М. Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщин нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Дорогие ребята, стремитесь выражать свою любовь и благодарность маме каждый день. И сегодня мы хотели бы подарить минуты радости сидящим здесь милым и ласковым мамам.

Ученик:

Главное надо о мамах сказать, 

Сказать лишь двумя словами:

Родину мы называем «мать», 

А маму нежно «мама».

Конкурс для мам «Доброе словечко».

В русском алфавите 33 буквы и на 30 из них можно назвать множество слов, которые смогут передать нашу любовь к мамам. Учитель показывает карточки с буквами. Каждый ребенок называет одно слово для своей мамы (существительное, прилагательное) на ту букву алфавита, которую предложит учитель. Мамы тоже могут называть слова, чтобы дети слышали, какие слова мамы хотели бы услышать.

(Музыкальное сопровождение во время конкурса, спокойная мелодия).

 

А – ангел

К красивая, кокетливая, крутая

Ф фантастическая, фотогеничная

Б бережливая, бодрая, бесценная

Л любимая, ласковая, лучезарная

Х хорошая, хозяюшка, хлебосольная, хорошенькая

В великодушная, вежливая, великолепная, восхитительная

М милая, манящая, мудрая

Ц царственная, ценная

Г гордая, голубушка

Н необычная, неповторимая, необыкновенная, надежная

Ч чуткая, чарующая, чудесная

Д дорогая, драгоценная, добрая, дивная

О очаровательная, отрада моя, обожаемая, ослепительная

Ш шутливая, шутница

Е единственная

П прекрасная, премудр, покладистая, порядочная, парящая

Щ щедрая, щепетильная

Ж жизнерадостная, жизнестойкая,

жалостливая

Р родная, рукодельница, разумная, ранимая

Ээнергичная, эрудированная, элегантная

З загорелая, заботливая, задушевная

С – самая сияющая, сильная, светлая, солнечная

Ю юная, юморная

И игривая, изящная, интересная

Т трудолюбивая, теплая, трогательная, томная, тонкая

Я ясная, янтарная, яркая

 

У - удивительная, удачливая, уникальная, умница, успешная

 

Учитель: Известный педагог В. Сухомлинский говорил, что, когда у ребенка немного заболит палец, у его матери сразу заболит сердце. Нет на земле человека более чуткого и любящего, чем мама.

Ученик:

Только мамы нас любят не за что-то, а просто, 

Только лишь потому, что мы есть, мы живем, 

Только к мамам идем мы по важным вопросам, 

Только им свои беды, проблемы несем.

Ученик:

Посвящаем мы мамам успехи, победы, 

А в День Матери, в праздник любви, 

Мы желаем, чтоб их миновали все беды,

Чтоб их дети им только лишь счастье несли.

Учитель:

«Мама» — слово вечное, святое, 

Ласковое, доброе, родное.

И уют, и вкусная еда

С этим словом связаны всегда.

Первое слово, которое мы говорим каждый раз, когда нам плохо, когда мы чего-то боимся? Мама нас успокоит и всегда поймет, и простит. Она определяет наше настроение по одному только взгляду. А сможет ли она узнать ребенка не видя его, по голосу.

Сейчас мы нашим мамам устроим испытание.

Родители сидят лицом к сцене. Дети, по очереди, говорят слово МАМА. Мама, которая угадывает своего ребенка, может посадить ребенка рядом с собой.

Маме, которая узнала своего ребенка по голосу, дарится свисток, как самой бдительной маме.

Исполнение песни «Мама, будь всегда со мною рядом…»

авт. Анастасия Чешегорова

На экране видеоклип. На ступеньках сцены стоят подарки-аппликации, изготовленные руками детей. Приглушается свет. Звучит музыка. Дети медленно выходят к сцене и рассаживаются на ступеньках, взяв в руки подарки.

Дети исполняют песню на фоне видеоклипа. После исполнения песни дарят подарок, обнимают маму и садятся рядом.

Учитель:

Если дочка в мать пошла, 

Будет также хороша

И кокетливо игрива 

Всем на радость и на диво.

Если сын похож на маму, 

То счастливым станет сам! 

Будет верным до конца

И продлит любовь отца.

Обычно так спрашивают