Современные требования образовательных программ по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Таланкина Светлана Витальевна

Воспитатель, МБОУ "Излучинская ОНШ", пгт Излучинск, Нижневартовский район, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Таланкина С.В. Современные требования образовательных программ по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1427339


 

«Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной».

А.С. Макаренко

 

«Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В.А. Сухомлинский

 

Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения. 

Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь и нечестность в отношениях.

Основа нравственного воспитания - правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. 

В общих положениях ФГОС ДО отмечено:

Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: 

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 

Для того, чтобы работа педагогического коллектива по социально - нравственному воспитанию у детей дошкольного возраста велась планомерно, целенаправленно, систематически предлагаю вашему вниманию обзор программ, методических разработок по теме. 

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое, социально – нравственное воспитание. 

Представляю Вашему вниманию некоторые из них.

Программа социально-нравственного развития дошкольников «Я, ты, мы». 

Авторы: О.М. Князева, Р.Б. Стеркина. 

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности. 

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности. 

В программу входят следующие разделы [4]:

  • «Уверенность в себе»;
  • «Чувства, желания, взгляды»;
  • «Социальные навыки» 

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно–наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей. 

Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные.», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Я — человек»

Автор С.А. Козлова. 

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям [2]. 

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств. 

Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». 

Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. 

В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых. 

Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.  

Программа «Мы живём в России»

Авторы: Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова 

Направлена на работу по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми 4-7 лет [1].

Работа проводится по книгам, в соответствии с возрастом. В книгах представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые беседы связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, ее прошлом и настоящем. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры и т. п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей. Использование пособий призвано помочь воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.

Парциальная программа Л.В. Коломийченко «Дорогою добра»

Авторы: Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. 

В содержании программы в качестве основы выступает общение ребёнка с взрослыми. Программа направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных в ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми [3].

Цель: своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социально-коммуникативное развитие дошкольников.

В программе представлены задачи социального воспитания по трем сферам социально-коммуникативного развития: когнитивной (познавательные сведения), эмоционально-чувственной (интересы, потребности), поведенческой (способы взаимоотношений). 

Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах: «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам: 

1. «Человек среди людей»:

«Я — Человек»;

«Я — мальчик, я — девочка»;

«Мужчины и женщины»;

«Моя семья»;

«Детский сад — мой второй дом».

2. «Человек в истории»:

3. «Человек в культуре»:

4. «Человек в своем крае».

Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.

Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.

Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе. 

Содержание программы «Дорогою добра» осваивается детьми в различных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности, включающей предварительную работу: 

  • первоначальное ознакомление с изучаемым объектом в процессе чтения художественной литературы;
  • рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение, экскурсии;
  • практическое использование этих знаний в процессе игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности,
  • создание на основе имеющихся знаний и сформированных умений творческого продукта в изобразительной, конструктивной, речевой деятельности.

Авторы программы предлагают к каждой теме разнообразную деятельность: темы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, темы наблюдения, список художественной литературы для чтения и др.

Завершается освоение темы итоговым занятием, направленным на обобщение полученных знаний и способов решения прикладных задач. 

 

Работа по парциальным программам осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми.

Все программы построены на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлены на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В заключение хочется отметить, что систематическое социально-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Всё лучшее, начинает формироваться в детском саду, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. 

 

Литература:

  1. Зеленова К.Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий, 2003; 2016. 104 с. 116 с. 96 с.
  2. Козлова С.А. Я-человек. Программа социального развития ребенка. М.: Школьная Пресса, 2010. 48 с.
  3. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. Занятия для детей 3-5 лет. 5-6 лет. 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. М.: Сфера, 2020. 176 с. 192 с. 320 с.
  4. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / сост.: О.Л. Князева. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 168 с.