Формирование ценностного отношения к физическому здоровью дошкольников в процессе взаимодействия ДОО и семьи

Шитц Елена Николаевна

Инструктор по физической культуре, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", п. Краснобродский, Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шитц Е.Н. Формирование ценностного отношения к физическому здоровью дошкольников в процессе взаимодействия ДОО и семьи // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1427367


 

Статья рассказывает о том, как вовлечь родителей в образовательную деятельность в детском дошкольном учреждении. Как сделать этот процесс взаимовыгодным и творческим.

 

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.

Растет количество детей «группы риска» по развитию психических нарушений. Также увеличено число детей, дошкольного возраста, имеющие низкие возрастно-половые показатели физического развития. Именно поэтому в нашем детском саду ведется активная работа по проблеме формирования основ ведения здорового образа жизни. Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и позитивное психологическое самочувствие. Все его аспекты одинаково важны и должны рассматриваться во взаимосвязи. Неслучайно древняя медицина уделяла большое внимание системе воспитания, в которой сочетались физическое и духовное развитие ребенка [4]. 

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет дошкольное детство как важный период времени в общем развитии личности. Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни [3].

Образовательная область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [4].

С древнейших времен потребность в физическом, психическом и нравственном здоровье являлась непреходящей базисной фундаментальной ценностью для человечества, главным условием свободной деятельности человека.

Ценность - это свойство предметов и явлений окружающей действительности иметь значение для человека в личностном, общественном и культурном отношениях. Возникающие у человека ценностные отношения, расширяясь и укореняясь в его сознании, трансформируются (преобразуются) в ценностные ориентации, представляющие собой основной структурный компонент личности, включающий в себя ее различные психологические характеристики, обусловливающий специфику отношений человека с окружающей его действительностью и определяющий тем самым поведение индивида в социуме.

В современной ситуации искажения нравственных устоев общества и изменения представлений о здоровье как высочайшей ценности возникла необходимость в формировании у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью начиная с дошкольного возраста.

Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей и их родителей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых — родителей и педагогов. 

В ФГОС дошкольного образования подчеркивается данный аспект. В последнее время большинство родителей часто интересуются, как реализовать принципы здорового образа жизни в наших реалиях и в какой форме преподносить их для своих детей. Важную роль для решения данной проблемы отводится дошкольному образовательному учреждению, взаимодействию педагогов с семьями детей. Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является оказание психологической и педагогической поддержки семьям, а также повышение осведомленности родителей в вопросах образования, защиты и развития здоровья детей. Для реализации данной проблемы необходимо взаимодействие с семьей на принципах партнерства и взаимопонимания. [3]. 

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных и нашем детском саду.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования меняются формы заинтересованности родителей, их вовлечение в педагогический процесс, теперь родители не пассивные зрители, а полноправные участники жизни ДОО [3].

Наряду с традиционными формами работы таки как (родительские собрания, беседы, консультации) мы используем нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Эффективными формами взаимодействия считаю: досуговые, информационно-аналитические, информационно-просветительские. Эти формы работы вооружены новыми педагогическими технологиями, оснащены современным оборудованием, что, конечно же, оказывает педагогу огромную поддержку, воплощаемые проекты научно обоснованные, красочные, уже не требующие такой длительной подготовки как раньше [2]. 

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка. Семья и детский сад, имея особые функции, не могут заменить друг друга.  Именно поэтому для успешного воспитания дошкольников свою работу, как инструктора по физической культуре с родителями начинаю с установления доверительных, партнерских отношений с семьями воспитанников. 

Организация целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей проводится в соответствии с перспективным планом работы с родителями, который находится в рабочей программе инструктора физической культуры [4].

В своей работе уделяю большое внимание проведению спортивно-развлекательных мероприятий с родителями как на уроне ДОО, так и на муниципальном уровне. Возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми помогает создать атмосферу радости и снизить дефицит общения [2].

Разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей воспитанников. Хотелось бы раскрыть более подробно формы взаимодействия с семьями воспитанников [1].

Информационные формы работы помогают познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др. Вся информация предоставляется в папках- передвижках, буклетах, в уголках для родителей, на сайте ДОО, в газете «Краснобродский вестник», в журнале «Дошколенок Кузбасса».  В уголках для родителей размещена рубрика «Вечер вопросов и ответов», где родители оставляют интересующие их вопросы по физическому воспитанию дошкольников. Затем при встрече отвечаю на вопросы родителей.

Родительское собрание позволяет наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольной организации, наметить дальнейшие планы. Так, например, желание родителей средней группы «Звездочки», высказанное во время собрания о желании участвовать в совместных спортивных мероприятиях с детьми позволило мне расширить количество совместных мероприятий в течение учебного года. 

Итогом работы в 2016-2017 учебном году стало общесадовское родительское собрание, включающее просмотр видео ролика об организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, где родители смогли увидеть мероприятия, организованные для воспитанников и их родителей.

Формирование культуры здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом у дошкольников возможно максимально активизировать при организации совместных физкультурных занятий, мастер-классов, спортивных мероприятий.

Подготовка к мероприятиям осуществляется совместно с воспитателями. Во всех формах совместных мероприятий проходит единая предварительная работа. Воспитатель приглашает желающих родителей (мама, папа, бабушка, дедушка) к участию совместно со своим ребенком в мероприятии. Обсуждают название команды, девиз, эмблему.

С моей стороны проходит организационная работа: разрабатывается конспект мероприятия, подбирается спортивное оборудование, оформляется зал, готовятся призы для участников соревнований.  Однако проведение самих мероприятий имеет свои особенности.

Спортивное мероприятие «Веселые осенние старты» организуется в средней группе в октябре месяце. Особенностью этого мероприятия является его массовость. В ходе мероприятия дети совместно с родителями соревнуются в игровых эстафетах.

Постепенно в мою практику стали входить совместные занятия с родителями, которые способствуют гармонизации детско-родительских отношений, адаптируют родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания. Совместные занятия родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой работы. Так ежегодно проходит совместное занятие «Морское путешествие», включающее в себя выполнение упражнений учитывающие возрастные особенности детей. На занятии родители совместно с ребенком проделывают весь комплекс упражнений, в вводной, основной и заключительной частях занятия.

 Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников является День открытых дверей.  В этом учебном году в нашем детском саду прошел День открытых дверей на тему «Откройте сердце детям». В рамках этого мероприятия был проведен мастер-класс «Гимнастика вдвоем или в ногу с мамой и папой». Участвуя в мастер-классе, родители смогли практически познакомиться с упражнениями, которые можно выполнять совместно с детьми согласно возрасту. Дети получили максимум положительных эмоций от теплых рук родителей во время выполнения массажа. Особенностью проведенного данного мастер-класса стало подведение итогов в форме написания отзыва и прикрепление его совместно с ребенком.

Традиционно воспитанники подготовительных к школе групп совместно с родителями участвуют в спортивных мероприятиях «Папа, мама я – спортивная семья», «День защитника Отечества». Эти спортивные мероприятия проводятся с целью сплочения семьи, повышения статуса семейных отношений, вовлечение в систематические занятия физкультурой и спортом. В спортивном мероприятии «Папа, мама я – спортивная семья» - участвуют мама, папа и ребенок.  Спортивное мероприятие «День защитника Отечества» -это праздник наших пап и мальчиков, кто как ни папа становиться примером для сына. В мероприятии принимают участие папы, дедушки и мальчики. Всё мероприятие проходит в игровой форме, где соревнуются несколько команд. Отличительной особенностью этих мероприятий является домашние задание, подготовка визитной карточки команды.

Самым масштабным мероприятием, захватывающих воспитанников старших и подготовительных к школе групп является спортивное мероприятие «Зимние забавы». Мероприятие проводится в зимнее время года в парке отдыха поселка Краснобродского. Организованные веселые эстафеты на улице (катание на санках, лыжах, лепка снеговика, игра в снежки) позволяют родителям провести незабываемый зимний день совместно с ребенком.  

Также одним из направлений совместной работы является участие воспитанников в муниципальных соревнованиях: «Олимпионики», «Лыжня России», «Кросс Нации». Роль родителей этих мероприятий является присутствие на соревнованиях вместе с детьми, оказание помощи и моральная поддержка собственных детей.

Новым направлением в моей работе стала совместная подготовка воспитанников к сдаче норм ГТО. Родители самостоятельно регистрируют воспитанников на сайте ГТО.ру, проходят медосмотр.  Затем воспитанники подготовительных к школе групп выполняют нормативы. Именно такой подход к организации физического воспитания позволяет максимально вовлекать и мотивировать детей и родителей к регулярным занятиям физической культурой. Занятия физической культурой не только позволяют выполнять нормативы комплекса «Готов к труду и обороне», но и способствуют их личностному развитию, повышают уровень патриотического самосознания. Результатом совместной работы стало – сдача нормативов воспитанниками на золотой и серебряный значок.

Благодаря активной позиции родителей воспитанники становятся призерами, лауреатами и победителями муниципальных и международных уровней.

Как показывает опыт работы, родители, которые принимают, активное участие в различных мероприятиях становятся более активными участниками в жизни ребёнка. Только в тесном взаимодействии родителей и детей создаются благоприятные условия для укрепления и сохранения здоровья дошкольников.

Таким образом, сформированная  в ДОО система физкультурно-оздоровительной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволяет сформировать у дошкольников и их родителей интерес к занятиям физкультурой и спортом, осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни и готовность к сдаче норм ГТО.

 

Литература:

  1. Лубяко Л.Н. Нестандартные формы работы // Дошкольное воспитание. 2009. №7. 132 с.
  2. Майер А.А. 555 идей для вовлечение родителей в жизнь детского сада / А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. М.:Сфера, 2012. 23 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Шитц Е.Н. Рабочая программа инструктора по физической культуре. М., 2017. 116 с.
  5. Микляевой Н.В. Физическое развитие дошкольников. Ч.1. Охрана и укрепление здоровья. М.: Сфера, 2015. 176 с.