Шитц Елена Николаевна
Инструктор по физической культуре, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", п. Краснобродский, Кемеровская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шитц Е.Н. Формирование ценностного отношения к физическому здоровью дошкольников в процессе взаимодействия ДОО и семьи // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1427367
Статья рассказывает о том, как вовлечь родителей в образовательную деятельность в детском дошкольном учреждении. Как сделать этот процесс взаимовыгодным и творческим.
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.
Растет количество детей «группы риска» по развитию психических нарушений. Также увеличено число детей, дошкольного возраста, имеющие низкие возрастно-половые показатели физического развития. Именно поэтому в нашем детском саду ведется активная работа по проблеме формирования основ ведения здорового образа жизни. Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и позитивное психологическое самочувствие. Все его аспекты одинаково важны и должны рассматриваться во взаимосвязи. Неслучайно древняя медицина уделяла большое внимание системе воспитания, в которой сочетались физическое и духовное развитие ребенка [4].
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет дошкольное детство как важный период времени в общем развитии личности. Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни [3].
Образовательная область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [4].
С древнейших времен потребность в физическом, психическом и нравственном здоровье являлась непреходящей базисной фундаментальной ценностью для человечества, главным условием свободной деятельности человека.
Ценность - это свойство предметов и явлений окружающей действительности иметь значение для человека в личностном, общественном и культурном отношениях. Возникающие у человека ценностные отношения, расширяясь и укореняясь в его сознании, трансформируются (преобразуются) в ценностные ориентации, представляющие собой основной структурный компонент личности, включающий в себя ее различные психологические характеристики, обусловливающий специфику отношений человека с окружающей его действительностью и определяющий тем самым поведение индивида в социуме.
В современной ситуации искажения нравственных устоев общества и изменения представлений о здоровье как высочайшей ценности возникла необходимость в формировании у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью начиная с дошкольного возраста.
Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей и их родителей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых — родителей и педагогов.
В ФГОС дошкольного образования подчеркивается данный аспект. В последнее время большинство родителей часто интересуются, как реализовать принципы здорового образа жизни в наших реалиях и в какой форме преподносить их для своих детей. Важную роль для решения данной проблемы отводится дошкольному образовательному учреждению, взаимодействию педагогов с семьями детей. Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является оказание психологической и педагогической поддержки семьям, а также повышение осведомленности родителей в вопросах образования, защиты и развития здоровья детей. Для реализации данной проблемы необходимо взаимодействие с семьей на принципах партнерства и взаимопонимания. [3].
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных и нашем детском саду.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования меняются формы заинтересованности родителей, их вовлечение в педагогический процесс, теперь родители не пассивные зрители, а полноправные участники жизни ДОО [3].
Наряду с традиционными формами работы таки как (родительские собрания, беседы, консультации) мы используем нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Эффективными формами взаимодействия считаю: досуговые, информационно-аналитические, информационно-просветительские. Эти формы работы вооружены новыми педагогическими технологиями, оснащены современным оборудованием, что, конечно же, оказывает педагогу огромную поддержку, воплощаемые проекты научно обоснованные, красочные, уже не требующие такой длительной подготовки как раньше [2].
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка. Семья и детский сад, имея особые функции, не могут заменить друг друга. Именно поэтому для успешного воспитания дошкольников свою работу, как инструктора по физической культуре с родителями начинаю с установления доверительных, партнерских отношений с семьями воспитанников.
Организация целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей проводится в соответствии с перспективным планом работы с родителями, который находится в рабочей программе инструктора физической культуры [4].
В своей работе уделяю большое внимание проведению спортивно-развлекательных мероприятий с родителями как на уроне ДОО, так и на муниципальном уровне. Возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми помогает создать атмосферу радости и снизить дефицит общения [2].
Разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей воспитанников. Хотелось бы раскрыть более подробно формы взаимодействия с семьями воспитанников [1].
Информационные формы работы помогают познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др. Вся информация предоставляется в папках- передвижках, буклетах, в уголках для родителей, на сайте ДОО, в газете «Краснобродский вестник», в журнале «Дошколенок Кузбасса». В уголках для родителей размещена рубрика «Вечер вопросов и ответов», где родители оставляют интересующие их вопросы по физическому воспитанию дошкольников. Затем при встрече отвечаю на вопросы родителей.
Родительское собрание позволяет наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольной организации, наметить дальнейшие планы. Так, например, желание родителей средней группы «Звездочки», высказанное во время собрания о желании участвовать в совместных спортивных мероприятиях с детьми позволило мне расширить количество совместных мероприятий в течение учебного года.
Итогом работы в 2016-2017 учебном году стало общесадовское родительское собрание, включающее просмотр видео ролика об организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, где родители смогли увидеть мероприятия, организованные для воспитанников и их родителей.
Формирование культуры здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом у дошкольников возможно максимально активизировать при организации совместных физкультурных занятий, мастер-классов, спортивных мероприятий.
Подготовка к мероприятиям осуществляется совместно с воспитателями. Во всех формах совместных мероприятий проходит единая предварительная работа. Воспитатель приглашает желающих родителей (мама, папа, бабушка, дедушка) к участию совместно со своим ребенком в мероприятии. Обсуждают название команды, девиз, эмблему.
С моей стороны проходит организационная работа: разрабатывается конспект мероприятия, подбирается спортивное оборудование, оформляется зал, готовятся призы для участников соревнований. Однако проведение самих мероприятий имеет свои особенности.
Спортивное мероприятие «Веселые осенние старты» организуется в средней группе в октябре месяце. Особенностью этого мероприятия является его массовость. В ходе мероприятия дети совместно с родителями соревнуются в игровых эстафетах.
Постепенно в мою практику стали входить совместные занятия с родителями, которые способствуют гармонизации детско-родительских отношений, адаптируют родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания. Совместные занятия родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой работы. Так ежегодно проходит совместное занятие «Морское путешествие», включающее в себя выполнение упражнений учитывающие возрастные особенности детей. На занятии родители совместно с ребенком проделывают весь комплекс упражнений, в вводной, основной и заключительной частях занятия.
Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников является День открытых дверей. В этом учебном году в нашем детском саду прошел День открытых дверей на тему «Откройте сердце детям». В рамках этого мероприятия был проведен мастер-класс «Гимнастика вдвоем или в ногу с мамой и папой». Участвуя в мастер-классе, родители смогли практически познакомиться с упражнениями, которые можно выполнять совместно с детьми согласно возрасту. Дети получили максимум положительных эмоций от теплых рук родителей во время выполнения массажа. Особенностью проведенного данного мастер-класса стало подведение итогов в форме написания отзыва и прикрепление его совместно с ребенком.
Традиционно воспитанники подготовительных к школе групп совместно с родителями участвуют в спортивных мероприятиях «Папа, мама я – спортивная семья», «День защитника Отечества». Эти спортивные мероприятия проводятся с целью сплочения семьи, повышения статуса семейных отношений, вовлечение в систематические занятия физкультурой и спортом. В спортивном мероприятии «Папа, мама я – спортивная семья» - участвуют мама, папа и ребенок. Спортивное мероприятие «День защитника Отечества» -это праздник наших пап и мальчиков, кто как ни папа становиться примером для сына. В мероприятии принимают участие папы, дедушки и мальчики. Всё мероприятие проходит в игровой форме, где соревнуются несколько команд. Отличительной особенностью этих мероприятий является домашние задание, подготовка визитной карточки команды.
Самым масштабным мероприятием, захватывающих воспитанников старших и подготовительных к школе групп является спортивное мероприятие «Зимние забавы». Мероприятие проводится в зимнее время года в парке отдыха поселка Краснобродского. Организованные веселые эстафеты на улице (катание на санках, лыжах, лепка снеговика, игра в снежки) позволяют родителям провести незабываемый зимний день совместно с ребенком.
Также одним из направлений совместной работы является участие воспитанников в муниципальных соревнованиях: «Олимпионики», «Лыжня России», «Кросс Нации». Роль родителей этих мероприятий является присутствие на соревнованиях вместе с детьми, оказание помощи и моральная поддержка собственных детей.
Новым направлением в моей работе стала совместная подготовка воспитанников к сдаче норм ГТО. Родители самостоятельно регистрируют воспитанников на сайте ГТО.ру, проходят медосмотр. Затем воспитанники подготовительных к школе групп выполняют нормативы. Именно такой подход к организации физического воспитания позволяет максимально вовлекать и мотивировать детей и родителей к регулярным занятиям физической культурой. Занятия физической культурой не только позволяют выполнять нормативы комплекса «Готов к труду и обороне», но и способствуют их личностному развитию, повышают уровень патриотического самосознания. Результатом совместной работы стало – сдача нормативов воспитанниками на золотой и серебряный значок.
Благодаря активной позиции родителей воспитанники становятся призерами, лауреатами и победителями муниципальных и международных уровней.
Как показывает опыт работы, родители, которые принимают, активное участие в различных мероприятиях становятся более активными участниками в жизни ребёнка. Только в тесном взаимодействии родителей и детей создаются благоприятные условия для укрепления и сохранения здоровья дошкольников.
Таким образом, сформированная в ДОО система физкультурно-оздоровительной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволяет сформировать у дошкольников и их родителей интерес к занятиям физкультурой и спортом, осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни и готовность к сдаче норм ГТО.
Литература: