Проект "Хабаровск и ВОВ"

Дудар Ольга Леонтьевна
Никифорова Ольга Анатольевна

Воспитатель, МАДОУ "ЦРР - детский сад №167 "Родничок", г. Хабаровск
Воспитатель, МАДОУ "ЦРР - детский сад №167 "Родничок", г. Хабаровск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дудар О.Л., Никифорова О.А. Проект "Хабаровск и ВОВ" // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1426720


 

Тема проекта: «Хабаровск и ВОВ».

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Тип проекта: детско – взрослый.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: 1 сентября 2019 – 9 мая 2020.

Руководитель проекта: Никифорова О.А. 

Участники проекта: дети, воспитатели Никифорова Ольга Анатольевна, Казакова Ольга Анатольевна, Дудар Ольга Леонтьевна, родители.

Проблема: у детей подготовительной к школе группы недостаточно знаний о Великой Отечественной Войне и роли города Хабаровска в Великой Отечественной Войне.  

Цель: Формирование у детей наиболее полных представлений Великой Отечественной Войне и о роли города Хабаровска в Великой Отечественной Войне.  

Задачи:

  1. Расширять и систематизировать знания детей о роли г.Хабаровска в годы ВОВ;
  2. Способствовать проявлению у детей интереса к истории страны, родного города;
  3. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества;
  4. Организовать сотрудничество детей, родителей и педагогов в ходе реализации проекта;
  5. Развивать продуктивную деятельность и творчество у детей подготовительной группы по теме проекта;
  6. Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории военного прошлого города Хабаровска.

 

План-график мероприятий

 

I этап – предварительный сентябрь - октябрь.

1. Изучение литературы:

Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М: Мозаика-Синтез, 2012.

Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.-М: ТЦ СФЕРА, 2014.

Шорыгина Т.А. Беседы о детях –героях Великой Отечественной войны. Методическое пособие.-М: ТЦ СФЕРА,2014.; 

Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

«Улицы дальневосточной столицы»/ составитель: Т.С. Бессолицына, С. Григорова – Хабаровск, 2008

Работа М.Н.Евстифеевой, ведущего библиографа Хабаровского края. «Памятники Хабаровска рассказывают»

Справочное пособие по работе в творческой программируемой среде ПервоЛого (Раздел «Кнопки»)

2. Разработка бесед по темам: «Великая Отечественная Война», «Символы ВОВ», «Роль города Хабаровска в Великой Отечественной Войне».

3. Подборка иллюстративного материала, тематик продуктивной деятельности, художественной литературы, фильмов на темы: «Великая Отечественная Война», «Символы ВОВ», «Роль города Хабаровска в Великой Отечественной Войне».

4. Разработка календарно – тематического планирование по темам: «Великая Отечественная Война», «Символы ВОВ», «Роль города Хабаровска в Великой Отечественной Войне».

5. Создание основу ЦОР раскраски «Символы ВОВ» в творческой программируемой среде ПервоЛого.

6. Разработка образовательного маршрута «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Великой Отечественной войной» для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет;

7. Разработка поисковых листов для игры «Находилки. Гуляем и играем – познаем мир» по теме «Их именами названы улицы города Хабаровска»

8. Подборка материала для создания дидактических игр;

9. Подборка художественной литературы для чтения с детьми, аудиозаписей;

10. Подборка репродукций картин о ВОВ;

11. Подборка музыкальных произведений на военную тематику.

 

II этап – основной: ноябрь - апрель

 

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование

развивающей 

предметно-пространственной

среды

ноябрь

1. Беседа "Великая Отечественная Война"

2. Чтение стихотворений о ВОВ «22 июня 1941 года»              (С. Щипачев), «Прощание» (З. Александрова) , «И снова писем нет из дома» (Р. Рублев) и др.

3. Чтение рассказа "Таежный подарок"

4. Беседа "Родина-Мать зовет!"

5. Рассматривание иллюстраций по теме:"ВОВ"

6. Дидактические игры "Кто служит в армии", "Защитники Отечества" (лото)

7. Подвижные игры "Попади в цель","Перетягушки", "Вертолеты".

Знакомство родителей с целями и задачами проекта. Консультация для родителей "Как воспитать маленького патриота"

Методическая разработка беседы о Великой Отечественной Войне. Презентации к беседам.

декабрь

1. Беседа "Решительный бой" (битва под Москвой)

2. Просмотр презентации "Фотохроники военных лет"

3. Организация выставки книг "Детям о войне" 

4. Рассматривание иллюстраций по теме "Военная техника"

5. Чтение Л. Кассиль из книги "Твои защитники", "Сестра", "Памятник Советскому солдату", "Ю. Герман "Как это было", Ю. Яковлев "Как Сережа на войну ходил"

6. Слушание песен о войне «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, М. Блантера «Катюша», "Нам нужна одна победа" Б. Окуджава

7. Дидактические игры: "Что за техника такая?", "Собери картинку". 

8. СРИ "Армия"

Участие родителей в создании дидактических игр, организации выставки книг для детей. Оформление информационного стенда для родителей "Как рассказать ребенку о Великой Отечественной Войне". Участие родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно - ролевым играм.

Пополнение картотеки бесед о ВОВ, презентации к беседам, создание дидактических игр,

январь

1. Беседа "Блокада Ленинграда"

2. Беседа по теме "Дети и война"

3 Рассматривание фотоальбома "Дети герои".

4.Просмотр мультфильма «Раз, два. Горе – не беда».

5. П/И "Чья машина быстрее привезет снаряд", "Снайпер", "Переправа"

6. Рассматривание репродукций художников  посвященных ВОВ И.М.Тоидзе - "Родина-мать зовет!".  А.А.Дейнека "Оборона Севастополя".

7. Раскрашивание раскрасок на военную тематику

8. СРИ "Госпиталь"

9. Чтение «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» А.Гайдара.

10. Продуктивная  деятельность оригами "Пилотка", "Пистолет", "Медицинская шапочка"

Знакомство и реализация образовательного маршрута «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Великой Отечественной войной» в сети Интернет

Участие в создании альбома "Фотохроника военных лет", "Дети герои". Участие в создании лэпбука.

Образовательный маршрут «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Великой Отечественной войной» для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет.

Создание презентаций к беседам. Создание альбома "Фотохроника военных лет", "Дети герои". Создание дидактических игр на военную тематику.

Создание альбома с рассказами о ВОВ.  Создание лэпбука. Создание атрибутов к подвижным играм.

февраль

1. Беседа "Наши защитники".

2. Беседа "Что такое героизм?"

3. Рисование "С чего начинается Родина", "Наша армия"

4. Аппликация "Военная техника"

5. Беседа "Хабаровск в годы ВОВ" (помощь тыла)

6. Чтение стихотворений о войне, Родине, защитниках Отечества.

7. Чтение пословиц и поговорок о войне, о любви к Родине, ее защитниках, дружбе, смелости, храбрости солдат, дружбе солдат.

8. Чтение художественных произведений о войне Я. Тайц "Цикл рассказов о войне", Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная», "Мешок овсянки", "Земляника", М. Зощенко "Солдатские рассказы"

9. Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади» (К. Юон, «Победа» (П. Кривоногов, «Отдых после боя», «Салют победы» (Ю. Непринцева, «Возвращение домой» (В. Штраних, В. Костецкий) и др.

10. Беседа "Женщины на защите Отечества"

11. Беседа "Четвероногие друзья на войне"

12. Оригами "Фронтовое письмо"

13. Конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся»

14.Участие в зарнице.

Участие в создании картотеки пословиц и поговорок о войне, о любви к Родине, смелости, храбрости и дружбе.  

Подготовка детей к конкурсу чтецов.

Знакомство родителей  с содержанием и правилами  игры «Находилки. Гуляем и играем – познаем мир» на тему «Их именами названы улицы города Хабаровска». Раздача поисковых листов. Информирование о сроках выполнения задания.

Помогают ребенку подготовить сообщение о заводе города Хабаровска, который выпускал военную продукцию для фронта. Участвуют в конструировании моделей для выставки "Все для фронта, все для Победы!"

Выполнение творческих заданий по образовательному маршруту для украшения приемной группы.

Картотека стихов «Мы помним»

Создание альбома по теме "Художники о ВОВ"

Создание дидактических игр. Картотека игр на военную тематику. Создание альбома пословиц и поговорок по теме. Создание картотеки физкультминуток по военной тематике.

Создание атрибутов к подвижным играм.

 

15. Знакомство детей с содержанием и правилами  игры «Находилки. Гуляем и играем – познаем мир» на тему «Их именами названы улицы города Хабаровска».

16. СРИ "На границе", "Армия"

17. Дидактические игры "Угадай род войск", "Вещи войны", "Защитники Отечества", "Найди тень"

18 П/И "Доставь донесение в штаб", "Марш - бросок", "Разведчики".

19. Беседы о заводах города Хабаровска, которые выпускали военную продукцию для фронта.

Выступления детей.

20. Создание моделей продукций, выпускаемых заводами для фронта. Выставка моделей «Все для фронта, все для Победы!»

 

 

Март

1. Презентация  "Хабаровск - город воинской славы"

2. Беседы о хабаровчанах – героях ВОВ, чьими именами названы улицы. Выступления детей.

3. Презентация "Памятники посвященные ВОВ"

4. Презентация "Герои земляки"

5. Беседа "Символы Победы"

6. Чтение художественной литературы С.П. Алексеев "Медаль", С.Михалков "Быль для детей", К.Паустовского – “Волшебное колечко”, Солдатская сказка К.Паустовского “Похождения жука-носорога“.

7. Прослушивание и разучивание песен о войне

"Пусть всегда будет солнце" муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина, "День Победы" муз. Тухманова, и др, «Три танкиста» (муз. Братьев Покрасс, сл. Б. Ласкина)

8. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением памятников воинам, обелисков

9. Дидактические игры "Чья форма", Воину-солдату свое оружие", "Собери орден","Лабиринты"

10. СРИ "Разведчики"

11. П/И "Прицельный бой", "Полоса препятствий", "Самолеты бомбардировщики","Собери патроны"

12. Лепка "Танк и танкист", "Самолеты"

На  прогулке родители с детьми совершают увлекательное путешествие по поисковым листам. Отыскивают обозначенные улицы и фотографируются рядом с мемориальными досками.   Придя домой помогают ребенку подготовить сообщение об одном из героев ВОВ, в честь которого названа улица.

Игра – находилка  на тему «Их именами названы улицы города Хабаровска».

«Карта памяти» (на карте г. Хабаровска отмечены все улицы носящие имена героев ВОВ) 

«Альбом памяти» (Коллекция детских сообщений об одном из героев ВОВ, в честь которого названа улица.)

апрель

1.Создание ЦОР «Раскраска. Символы ВОВ» в творческой программируемой среде ПервоЛого

2. Беседа "Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли!"

3. Просмотр презентация "День Победы" 

4. Рисование "Парад военной техники",

5. Беседа "История Георгиевской ленточки"

6. Конкурс рисунков "Этих дней не смолкнет слава"

7. Дидактические игры "Отгадай военную профессию", "Военная техника", "Каким должен быть воин", Собери картинку" (символы Победы)

8. Аппликация "Вечный огонь", "Гвоздика"

9. Экскурсия на Площадь Славы, обзорная экскурсия "По места воинской славы"

10. Чтение художественных произведений Е. Благинина «Шинель», С.Михалков "Победа", А.Твардовский «О мальчике – герое», О.Высотская «Война не место для детей», Семенцова В.Н.  “Лист фикуса. Рассказы о войне”

11. Раскрашивание раскрасок по теме.

Сотрудничество по созданию в группе развивающего центра «Мы помним, мы гордимся»

Совместное участие с детьми в конкурсе рисунков

ЦОР «Раскраска. Символы ВОВ» в творческой программируемой среде ПервоЛого и на бумажной основе. Создание альбома рисунков детей "Этих дней не смолкнет слава".

 

III этап – заключительный: апрель - май

 

Презентация развивающего центра «Мы помним, мы гордимся» сверстникам и конкурсному жюри.

Продукт проекта:

  1. Картотеки бесед по темам: «Великая Отечественная Война», «Символы ВОВ», «Роль города Хабаровска в Великой Отечественной Войне»;
  2. Развивающая игра «Находилки. Гуляем и играем – познаем мир»;
  3. «Карта памяти Хабаровска», «Альбом памяти»; 
  4. ЦОР раскраска «Символы ВОВ» в творческой программируемой среде ПервоЛого;
  5. Образовательный маршрут «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Великой Отечественной войной» для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет;
  6. Выставка детских рисунков «Этих дней не смолкнет слава»;
  7. Выставка моделей «Все для фронта, все для Победы!»;
  8. Картотека стихов «Мы помним», альбом «Художники о ВОВ», картотека пословиц и поговорок по теме проекта, дидактические игры на военную тематику;
  9. Альбом «Фотохроники военных лет», лэпбук «детям о ВОВ»;
  10. Развивающий центр «Мы помним, мы гордимся».

Результаты проекта:

  1. Дети пополнили свои знания о Великой Отечественной Войне.
  2. У детей были расширены и углублены знания о роли города Хабаровска в ВОВ.
  3. У детей повысился интерес к историческому прошлому страны и города, через различные виды продуктивной и творческой деятельности.
  4. Родители воспитанников активно сотрудничали и взаимодействовали в ходе реализации проекта, оказывали помощь в поиске информации и оформлении необходимого материала о роли города Хабаровска в ВОВ.
  5. Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнена центром «Мы помним, мы гордимся».
  6. Участие в конкурсе ДОУ на лучший групповой центр о ВОВ. 

Литература:

  1. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне. М: ГНОМ, 2014.
  2. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. М: Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия: методическое пособие. М: ТЦ СФЕРА, 2014.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о детях –героях Великой Отечественной войны: методическое пособие. М: ТЦ СФЕРА, 2014.
  5. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию / под ред. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2006.
  6. Улицы дальневосточной столицы/ сост.: Т.С. Бессолицына, С. Григорова. Хабаровск, 2008.
  7. Евстифеевой М.Н. Памятники Хабаровска рассказывают.
  8. Раздел «Кнопки»: справочное пособие по работе в творческой программируемой среде ПервоЛого.