Методика проблемного обучения – эффективный способ развития интеллекта

Тедеева Инга Султановна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 с.Октябрьское, РСО - Алания

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тедеева И.С. Методика проблемного обучения – эффективный способ развития интеллекта // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1425345


ПРИЛОЖЕНИЕ: полная версия статьи


 

В настоящее время в начальной школе все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Это один из методов активного обучения, способствующий организации поисковой деятельности обучаемых, формированию у них навыков продуктивного, творческого изучения дисциплины. Учитель исходит из того, что процесс усвоения знаний не может сводиться лишь к их простому восприятию, ознакомлению и воспроизведению.

Репродуктивные методы обучения не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности обучаемых, слабо способствуют умственному развитию. 

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учеников к решению проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы), исходя из реальных условий.

В начальной школе проблемный и репродуктивный методы обучения, как правило, применяются в совокупности, они дополняют друг друга. При этом предполагается оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности детей по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления и профессиональных действий.

Центральными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и проблема (задача).

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у ребенка, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

Следовательно, проблемная ситуация – это такая ситуация, в которой оказывается ребенок, когда на пути достижения своей цели встречает какое-то затруднение или препятствие и его надо преодолеть. Проблемная ситуация служит началом, отправной точкой проблемного обучения в начальной школе.

Проблемная ситуация включает в себя 3 главных компонента:

  • потребность ребенка в новом знании или способе действия;
  • неизвестное знание, которое он должен усвоить;
  • достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки ребенка, его интеллектуальные возможности.

В общем случае можно утверждать, что проблемная ситуация возникает тогда, когда известна цель, но неизвестны пути ее достижения.

Выделяю следующие варианты возникновения проблемной ситуации:

  • несоответственные между имеющимися у детей знаниями, которые требуются для ее решения;
  • необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи вообще или оптимальным образом;
  • противоречия между теоретической возможностью известных способов решения и их практической возможностью.

Сложность проблемной ситуации (степень проблемности) во многом определяется уровнем знаний учеников, поэтому при широком использовании рассматриваемых методов в процессе всего обучения я повышаю сложность проблем.

Могут быть следующие варианты проблемных ситуаций (по возрастанию степени проблемности):

  • ученики получают всю необходимую информацию;
  • ученики получают не всю информацию, необходимы дополнительный анализ, сбор недостающих данных учителем или самостоятельно;
  • ученикам бегло обрисовываю ситуацию и выдаю минимальную информацию, помимо сбора дополнительной информации для решения задачи от детей требуется профессиональное мышление, интуиция.

В любом случае для решения проблемных ситуаций ученики начальной школы должны иметь определенную систему знаний, определенное количество информации. Отсюда следует, что проблемное обучение не должно противопоставляться традиционным.

Важным в рассматриваемых методах является форма издания ситуаций. Она может быть в виде:

  • словесного описания (устно или письменно),
  • графического изображения (схемы, диаграммы),
  • фрагментов из видеофильма и т.д.

Для развития различных сторон творческой деятельности учеников начальной школы, повышения интереса и активности в процессе обучения я использую различные по своему внутреннему характеру проблемные ситуации. Такими ситуациями могут быть:

  • ситуация – выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение;
  • ситуация – неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
  • ситуация – конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
  • ситуация – неожиданность, вызывающая удивление у детей своей парадоксальностью и необычностью;
  • ситуация – предложение, когда высказываю предположение о возможности новой закономерности или оригинальной идеи, что вовлекает детей в активный поиск;
  • ситуация – опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, решения;
  • ситуация – несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные методы как методы активного обучения сводятся в конечном итоге к способам (методам) решения проблемных ситуаций.

Возникающие в процессе обучения в начальной школе проблемы чаще всего разрешаются через решение проблемных задач, вопросов, ситуаций.

Проблемное обучение в начальных классах предполагает последовательное и целенаправленное привлечение детей к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи, исходя из реальных условий.

Проблемная задача – это крупная учебно-познавательная задача, требующая анализа и нахождения способов и приемов ее решения.

Структурными элементами педагогической задачи являются:

  • Известное – факт, пример, ситуация, взятые из учебно-воспитательной практики.
  • Неизвестное – существо проблемы, заложенной в данной ситуации.
  • Требование задачи – проанализировать сложившуюся ситуацию, найти оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом рекомендаций науки и передовой педагогической практики.

Для решения проблемной задачи в начальных классах я использую ряд дидактических материалов:

  • системы проблемно-поисковых вопросов к данной задаче;
  • схемы ориентировочной основы действий;
  • дополнительных материалов, характеризующих проблемную ситуацию, детали обстановки;
  • научную, методическую и учебную литературу по теме обсуждения;
  • справочники, инструкции, другие нормативные акты.

Проблемный вопросэто простейшая проблемная задача, требующая обычно «одноактового» действия.

Варианты проблемно-поисковых вопросов:

Насколько типична данная ситуация? В чем заключается ее типичность?

Какие явления в данной ситуации вступили в явное противоречие?

В чем эта противоречивость проявилась?

Каковы причины сложившегося противоречия? Какие объективные факторы и субъективные причины привели к возникновению противоречия?

Какие причины являются ведущими, основными?

Как обычно разрешается данное противоречие на практике?

Можно ли изменить сложившуюся систему возникающих противоречий?

Что нужно для этого сделать?

Какие условия при этом необходимо соблюдать?

Какой эффект можно получить в результате нововведений в практику?

Проблемное обучение предполагает не только активное усвоение детьми начальной школы определенных знаний путем постановки и разрешения проблемных ситуаций, но и овладение методами получения этих знаний.

Основными формами проблемного обучения являются:

  • проблемное изложение;
  • частично-поисковая деятельность;
  • самостоятельная исследовательская деятельность.

При проблемном изложении учебного материала последовательно и эмоционально раскрываю его основное содержание, вовлекая детей в активную мыслительную деятельность, не только разрешая ситуацию, но и показывая логику и методику этого процесса.

Все это требует от учителя начальных классов предварительной подготовки, которая может включать в себя следующие этапы:

  • Анализ и отбор основного материала, который должен составить логически законченный курс (раздел, тема, отдельное занятие).
  • Выбор основных проблем и формировка их в виде проблемных ситуаций (в течение одного занятия целесообразно рассматривать не более 3 – 4 проблемных ситуаций).
  • Продумывание логики (методики) разрешения каждой ситуации.
  • Компоновка всего материала в целостную систему знаний.

При частично-поисковой деятельности направляю работу детей с помощью специальных вопросов, побуждающих их к самостоятельному рассуждению и активному поиску правильного ответа.

Самостоятельная исследовательская деятельность детей заключается в самостоятельном поиске решения и предполагает наличие проблемы и выполнение всей последовательности в организации процесса решения поставленной задачи

Проблемное обучение, в зависимости от состава и качества подготовки детей, может осуществляться на разных уровнях сложности и самостоятельности:

  • первый уровень – проблемное изложение учебного материала учителем;
  • второй уровень – учитель создает проблемные ситуации, а дети вместе с ним включаются в их разрешение;
  • третий уровень – учитель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности дети;
  • четвертый уровень – учитель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых дети самостоятельно формируют проблему и находят способы ее разрешения.

Проблемное обучение в начальных классах предполагает не только активное усвоение знаний, но и постановку, а также решение новых, в том числе нестандартных оригинальных задач. Тем самым оно способствует формированию и проявлению творческих возможностей детей. Именно к достижению этой цели я стремлюсь при организации и проведении занятия с помощью методов проблемного обучения

Проблемное преподавание и проблемное обучение требуют специальной методической подготовки и учителя, и ребенка.

Особенностью проблемного обучения в начальной школе является творческая атмосфера обсуждения, свобода дискуссии: и учитель, и ребенок должны проявлять положительное отношение к участию в анализе проблемы, в выдвижении и обсуждении гипотез, а также в формировании новых проблем.

Учебно-проблемный способ имеет три разновидности (в зависимости от того, какая проблемная ситуация создается поставленной задачей): а) исследовательская; б) познавательная; в) учебная.

Таким образом, в зависимости от характера проблемных ситуаций я использую ту или иную разновидность учебно-проблемного способа решения задач.

Деятельность учителя при проблемном обучении включает:

  • Нахождение проблемы и создание проблемной ситуации.
  • Знание или нахождение наиболее эффективного способа ее решения.
  • Руководство этапом определения проблемы.
  • Оказание помощи детям в анализе условий и выборе плана решения задачи.
  • Уточнение формулировки проблемы.
  • Оказание помощи в нахождении способов самоконтроля детям.
  • Разбор допущенных отдельными детьми ошибок и определение их возможного влияния на решение задачи.
  • Организация коллективного обсуждения решенной проблемы с учетом возможных путей ее реализации на практике.

Основные формы и методы активного обучения.

Под активными методами обучения я понимаю такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают младших школьников к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.

Активные методы обучения вызывают у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий они вырабатывают оптимальное решение исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению учебных вопросов, активному взаимодействию детей и учителя, живому обмену мнения между нами, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

В настоящее время я использую в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:

  • проблемный;
  • диалоговый;
  • игровой;
  • исследовательский;
  • модульный;
  • опорных сигналов;
  • критических ситуаций.

Эти и другие методы делю на две группы:

а) имитационные и б) неимитационные, а имитационные, в свою очередь – на игровые и неигровые. 

Например, известно, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Поэтому наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Это показывает целесообразность использования активных методов обучения.

Активные методы обучения формируют у детей не просто знания – репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и принятия правильных решений. Использование активных методов обучения, их выбор определяю целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями детей и рядом других условий. Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм. 

Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:

  • проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий);
  • избранный метод проведения уроков;
  • соответствующая ему форма.

Для использования активных методов обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий, планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы детей. 

Сценарий занятия – это комплексный методический документ по проведению конкретного урока по теме. Он представляет собой схематическое описание содержания темы и процесса его развертывания в деятельности детей с указанием времени, методических способов и средств исполнения.

В дополнение к этому разрабатываю комплексное задание по данной теме, которое включает:

  • целевые установки детям на самостоятельную работу;
  • методические рекомендации;
  • основную литературу, необходимую для подготовки;
  • проблемные задачи и задания;
  • вопросы для самоконтроля детей. 

Проблемно-ситуационные методы обучения

Проблемное обучение, как показывает опыт, можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что учитель, дети и учебный материал подготовлены к занятию и учителем выработан четкий план его проведения.

Творчески мыслить, надо учить на всех занятиях, т.к. они требуют активности, волевых, эмоциональных качеств, длительной подготовки и напряженного труда.

По опыту лучших методистов, структура главной части урока следующая:

  • формирование проблемы;
  • поиск ее решения;
  • доказательство правильности решения;
  • указание проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.

Таким образом, проблемный урок, в отличие от традиционного учит думать. Приобщаясь к изменению учебных проблем, дети учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения.

При проведении занятий от учителя требуется соответствующая психолого-педагогическая и методическая подготовка, глубокие знания и понимание сущности проблемного обучения и методов решения проблемных ситуаций.


ПРИЛОЖЕНИЕ: полная версия статьи