Использование кинетического песка в работе с детьми раннего возраста, как средство успешной адаптации к условиям ДОУ

Лунина Марина Сергеевна
Дробышева Екатерина Владимировна

Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лунина М.С., Дробышева Е.В. Использование кинетического песка в работе с детьми раннего возраста, как средство успешной адаптации к условиям ДОУ // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1424855


 

Детский садэто ступень социализации ребенка, это первый опыт общения с большим количеством новых людей. Как правило, ребенок привыкает находиться в ограниченном коллективе родственников и знакомых, которых он знает. Смена окружения, быта, условий, режима могут повлечь сложности в адаптации к детскому саду. Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным для ребенка и более интенсивным, быстрым, чтобы этот процесс не смог нарушить психическое и психологическое здоровье ребенка.

Важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему. На основании этого нами была поставлена цель и определены следующие задачи.

Цель: Обеспечение успешности социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством использования игр с кинетическим песком.

Задачи:

  • способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений со сверстниками, с окружающими взрослыми;
  • способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
  • способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
  • обеспечивать комфортные условия пребывания детей в ДОУ;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность по адаптации ребенка к условиям ДОУ.

В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов, и один из них-привыкание к детскому саду. Детский садэто первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период адаптации, необходимо создавать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную и интересную деятельность. 

Ещё известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для детейэто кучка песка!»

Играя с песочком, ребенок может позволить себе просто быть собой, творить, фантазировать; выражать в самой естественной для него форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и досаду, волнения и мечты. Песочница-волшебница с кинетическим песком действительно оказалась одной из эффективных форм работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.

Кинетический песокэто потрясающая игрушка для детского творчества, это такой материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но, в то же время, он мягкий и пушистый, и протекает сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Работа с ним обладает целым рядом положительных моментов: простота; эстетичность; пластичность; безопасность и экологичность. Кинетический песок состоит на 98 % из обычного кварцевого песка и на 2 % из силиконового полимера, который применяют в пищевой промышленности как добавку Е 900. 

Таким образом, он является полностью безопасным при использовании. Именно поэтому в своей работе мы решили использовать игры в кинетической песочнице, как один из методов, формирующих всестороннее развитие ребенка: эстетическое развитие, развитие творческих способностей, мышления, речи. Кроме того, такие игры позволяют сохранять и укреплять психологическое здоровье ребенка. По мнению Карла Густава Юнга, «игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Иными словами, песочная терапияэто невербальная форма психотерапии.

В период адаптации ребенка в детском саду игры с песком способствуют:

  • быстрому установлению доверительных отношений между ребенком и воспитателем;
  • снижению высокого уровня психического напряжения;
  • развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики;
  • освоению ребенком норм и правил поведения в группе и в общении с другими детьми;
  • более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций (воспитание, внимание, память, мышление), а также речи.

Для помощи детям раннего дошкольного возраста в адаптационный период мы проводили следующие комплекс игр с живым песком:

Игра 1. «Знакомство с песком»

Цель: снижение психофизического напряжения. Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

  • Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • Ребёнок легко напряжением/ сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
  • Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкойвнутренней, затем тыльной стороной;
  • Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями; Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики. 

Игра 2. «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. 

Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:

  • Ребёнок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
  • Ребёнок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец (называя его), а ребёнок по возможности повторяет. Затем они меняются (ребёнок сыплет песок на пальцы взрослого и по возможности вместе проговаривают названия пальчиков) 

Игра 3. «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

  • «Идут медвежата»ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
  • «Ползут змейки»ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
  • «Прыгают зайцы»ребёнок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
  • «Бегут жучки-паучки»ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком, руками друг с другом«жучки здороваются».

Игра 4. «Отпечатки рук»

Цель: снижение психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности. 

  • На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. 
  • Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» 

Игра 5. «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, внимания.

Педагог: Игрушки хотят поиграть с Вами в прятки. Дети закрывают глазки, педагог прячет игрушку в песке, произносит слова -«Открываются глаза, начинается игра», дети должны найти их в песке.

Игра 6. «Готовим печенья и кексики» 

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, творческих способностей. 

Для этой игры можно использовать различные формы для выпечки или специальные формочки для игр с песком или тестом для лепки, различные скалки. Деткам можно предложить раскатать песок как тесто, при помощи форм-вырубок испечь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. 

Игра 7. «Лепим фигурки из песка»

Цель: развитие восприятия, творческих способностей, мелкой моторики рук. Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.

Можно предложить детям при помощи формочек вылепить различные фигурки и изучать их с ребенком.

Игра 8. «Угадайка»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, внимания. На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе и попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие.

Игра 9. «Кто выше»

У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, а с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса-постройка рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры, построив башню наблюдать с детьми, как она медленно рассыпается на частицы.

Игра 10. «Норки-холмики» 

Цель: снижение психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности. Ребёнок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в пескежилище для мышки, лепит холмикижилище для черепашки.

Такие игры, несомненно, вызывают положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Во время игры может звучать спокойная музыка, а может царить полная тишина-в зависимости от настроя группы. Даже самые застенчивые и молчаливые дети во время первой встречи проявляют довольно бурные эмоции.

Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми-дошкольниками дает возможность: оптимизировать эмоциональный фон, справиться с травматическими переживаниями, гармонизировать психоэмоциональное состояние; формировать установку на положительное отношение к себе; способствовать успешной адаптации; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развивать творческий потенциал; сформировать коммуникативные навыки; тренировать мелкую моторику рук.

Таким образом, при применении песочной терапии наблюдается положительная динамика в развитии детей раннего дошкольного возраста, а также большое значение имеет сохранение психологического здоровья ребенка, оказываемое на него при использовании метода кинетической песочницы.

 

 

Литература:

  1. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. СПб.: Детство-пресс, 2018.
  2. Елагина И.И. Кинетический песоксовременный материал развивающей предметно-пространственной среды для организации игр с дошкольниками. II Международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017).
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Чудеса на песке, песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.