Лунина Марина Сергеевна
Дробышева Екатерина Владимировна
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Лунина М.С., Дробышева Е.В. Использование кинетического песка в работе с детьми раннего возраста, как средство успешной адаптации к условиям ДОУ // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1424855
Детский сад – это ступень социализации ребенка, это первый опыт общения с большим количеством новых людей. Как правило, ребенок привыкает находиться в ограниченном коллективе родственников и знакомых, которых он знает. Смена окружения, быта, условий, режима могут повлечь сложности в адаптации к детскому саду. Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным для ребенка и более интенсивным, быстрым, чтобы этот процесс не смог нарушить психическое и психологическое здоровье ребенка.
Важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему. На основании этого нами была поставлена цель и определены следующие задачи.
Цель: Обеспечение успешности социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством использования игр с кинетическим песком.
Задачи:
В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов, и один из них-привыкание к детскому саду. Детский сад – это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период адаптации, необходимо создавать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную и интересную деятельность.
Ещё известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!»
Играя с песочком, ребенок может позволить себе просто быть собой, творить, фантазировать; выражать в самой естественной для него форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и досаду, волнения и мечты. Песочница-волшебница с кинетическим песком действительно оказалась одной из эффективных форм работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.
Кинетический песок – это потрясающая игрушка для детского творчества, это такой материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но, в то же время, он мягкий и пушистый, и протекает сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Работа с ним обладает целым рядом положительных моментов: простота; эстетичность; пластичность; безопасность и экологичность. Кинетический песок состоит на 98 % из обычного кварцевого песка и на 2 % из силиконового полимера, который применяют в пищевой промышленности как добавку Е 900.
Таким образом, он является полностью безопасным при использовании. Именно поэтому в своей работе мы решили использовать игры в кинетической песочнице, как один из методов, формирующих всестороннее развитие ребенка: эстетическое развитие, развитие творческих способностей, мышления, речи. Кроме того, такие игры позволяют сохранять и укреплять психологическое здоровье ребенка. По мнению Карла Густава Юнга, «игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Иными словами, песочная терапия – это невербальная форма психотерапии.
В период адаптации ребенка в детском саду игры с песком способствуют:
Для помощи детям раннего дошкольного возраста в адаптационный период мы проводили следующие комплекс игр с живым песком:
Игра 1. «Знакомство с песком»
Цель: снижение психофизического напряжения. Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:
Игра 2. «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:
Игра 3. «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Игра 4. «Отпечатки рук»
Цель: снижение психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности.
Игра 5. «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, внимания.
Педагог: Игрушки хотят поиграть с Вами в прятки. Дети закрывают глазки, педагог прячет игрушку в песке, произносит слова -«Открываются глаза, начинается игра», дети должны найти их в песке.
Игра 6. «Готовим печенья и кексики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, творческих способностей.
Для этой игры можно использовать различные формы для выпечки или специальные формочки для игр с песком или тестом для лепки, различные скалки. Деткам можно предложить раскатать песок как тесто, при помощи форм-вырубок испечь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек.
Игра 7. «Лепим фигурки из песка»
Цель: развитие восприятия, творческих способностей, мелкой моторики рук. Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.
Можно предложить детям при помощи формочек вылепить различные фигурки и изучать их с ребенком.
Игра 8. «Угадайка»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, внимания. На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе и попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие.
Игра 9. «Кто выше»
У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, а с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса-постройка рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры, построив башню наблюдать с детьми, как она медленно рассыпается на частицы.
Игра 10. «Норки-холмики»
Цель: снижение психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности. Ребёнок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке – жилище для мышки, лепит холмики – жилище для черепашки.
Такие игры, несомненно, вызывают положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Во время игры может звучать спокойная музыка, а может царить полная тишина-в зависимости от настроя группы. Даже самые застенчивые и молчаливые дети во время первой встречи проявляют довольно бурные эмоции.
Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми-дошкольниками дает возможность: оптимизировать эмоциональный фон, справиться с травматическими переживаниями, гармонизировать психоэмоциональное состояние; формировать установку на положительное отношение к себе; способствовать успешной адаптации; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развивать творческий потенциал; сформировать коммуникативные навыки; тренировать мелкую моторику рук.
Таким образом, при применении песочной терапии наблюдается положительная динамика в развитии детей раннего дошкольного возраста, а также большое значение имеет сохранение психологического здоровья ребенка, оказываемое на него при использовании метода кинетической песочницы.
Литература: