Метод плейкаста на уроках русского языка и литературы

Комиссарова Ирина Юрьевна

Учитель русского языка и литературы, МОУ гимназия № 15, г. Волгоград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Комиссарова И.Ю. Метод плейкаста на уроках русского языка и литературы // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1424040


 

Академик РАО Владимир Павлович Беспалько говорил: «На уроках любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, а технология – на науке».

Современных образовательных технологий много. Мы бы хотели поделиться опытом использования одной из них. Один из способов организации эффективного образовательного процесса, основанного на личностной ориентации и направленного на формирование у учащихся таких качеств как самостоятельность, инициативность и способность к творчеству это технология проектного обучения, или технология проектов.

Она возникла еще в 20-е годы 20-го столетия в США и связывалась с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хёрдом Килпатриком.

По продолжительности проекты могут быть: 

  • краткосрочные (на 1-2 занятия); 
  • среднесрочные (изучение 1-2 тем); 
  • долгосрочные (осуществляют во внеурочное время). 

По числу участников проекта: 

  • индивидуальные, проект выполняется одни учащимся; 
  • групповые, над проектом работает группы учащихся; 
  • коллективные, над проектом работает весь класс.

По интеграции: 

  • проекты, основанные на информации, взятой только с одного учебного предмета или дисциплины;
  • проекты, включающие в себя информацию одновременно нескольких учебных дисциплин.

На уроках и во внеурочной деятельности нами активно используется технология проектного обучения. Наиболее успешно реализуется метод плейкастов.

Суть данного метода заключается в создании учащимися видеоролика (электронный вариант) или композиции (бумажный вариант), отражающих ту или иную информацию. Данный метод возможно использовать в рамках любого учебного предмета.

Использование метода плейкаста актуально, т.к. через данный метод реализуется системно-деятельностный подход в обучении, то есть учащиеся активно вовлекаются в деятельность. Хотелось бы также отметить, что составление плейкаста подразумевает работу с различными видами информации. Главным видом информации является текст, а работа с текстом одна из компетенций, которые формируются у учащихся любого возраста.

Использование технологии проектного обучения, а в частности метода плейкаста, позволяет достичь планируемых результатов:

1) личностных, когда у учащихся формируется: 

  • мотивация к обучению и познанию;
  • ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
  • готовность и способность к саморазвитию.

2) предметных: 

  • опыт по получению новых знаний, освоенный учащимися в ходе изучения предмета;
  • преобразование и применение этого опыта.

3) метапредметных:

  • освоение учащимися УУД;
  • овладение основными компетенциями, составляющими основу умения учиться;
  • овладение межпредметными понятиями.

Закончить статью хотелось бы словами основоположника технологии проектного обучения Джона Дьюи: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Я надеюсь, что мы не будем учить детей по-старому, чтобы не лишить их будущего!