Казанцева Фаниля Фанисовна
Стрюкова Светлана Александровна
Воспитатель, МБДОУ д/с "Ромашка", Тукаевский район, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ д/с "Ромашка", Тукаевский район, Республика Татарстан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Казанцева Ф.Ф., Стрюкова С.А. Опыт работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1405000
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Педагогический коллектив МДОУ д/с «Ромашка» целенаправленно ведет работу по обучению детей правилам дорожного движения. Ежегодно пополняется материально-техническая база по детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ). Особое внимание уделяется созданию развивающей среды. Коллективом ДОУ созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах:
В детском саду разработана система работы по формированию у детей правил безопасного поведения на дорогах. Целью, которой является повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
В ДОУ ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа ведется в четырех направлениях:
Для реализации поставленной цели большая работа проводится с педагогическим коллективом: консультации, семинары-практикумы, педагогические советы и многое другое.
Наряду с традиционными формами работы широко используются новые формы, которые обеспечивают обратную связь, позволяют проявить инициативу, творчество: смотры – конкурсы, развлечения. Итоги работы по профилактике ДДТТ подводятся на педсоветах.
Работа по предупреждению ДДТТ процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. В своей работе педагоги руководствуются учебным пособием «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» 323 с. – г. Казань, 2008. При обучении придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, разработаны перспективные планы работы с детьми.
В работе с детьми коллектив ДОУ решает следующие задачи:
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения педагоги учитывают три аспекта взаимодействия с транспортной системой поселка:
Работа по предупреждению ДДТТ охватывает все виды детской деятельности, полученные знания ребенок пропускает через продуктивную деятельность и затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
В связи с тем, что наш детский сад находится в сельской местности, где отсутствуют разметки на дорогах, нет пешеходных переходов и светофоров, основную часть работы по предупреждению ДДТТ мы проводим в групповых помещениях с использованием дорожных символов и атрибутов и на территории ДОУ.
Основным методом обучения детей правилам дорожного движения является игра. В младшем возрасте мы используем различные виды подвижных игр, в средней группе предпочтение отдаем сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются. В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому мы используем интеллектуально – игровую деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
Для детей проходили увлекательные представления:
Итогом тематической недели по ПДД стала выставки детских рисунков: «Улицы нашего поселка», «Дети и дорога», «В стране дорожных знаков», а также детьми старшего дошкольного возраста выработаны рекомендации: «Как сделать так, чтобы люди не нарушали ПДД».
Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. Для родителей в группах оформляются тематические уголки: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов», проводятся консультации, собрания, круглые столы, анкетирования.
Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что наши дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательно и осторожно; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т.к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания «дорожной грамоты», приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.