Методическая разработка – внедрение новых форм работы с семьей, активизация педагогического потенциала семьи с целью формирования семейных ценностей у дошкольников

Ведищева Наталья Александровна

Воспитатель, МАДОУ Центр детский сад № 118, г. Краснодар

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ведищева Н.А. Методическая разработка – внедрение новых форм работы с семьей, активизация педагогического потенциала семьи с целью формирования семейных ценностей у дошкольников // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1404091


 

В группе «Самоцветы» мною была проведена работа на тему: «Генеалогическое древо семьи»

Вид моей работы: групповой и индивидуальный, информационно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: 3 месяца.

Участники работы: дети группы Самоцветы (возраст 3-4 года), педагоги, родители.

Актуальность: содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья – это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Цель: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи:

  1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
  2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях;
  3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • Педагоги: усилится контакт с семьями воспитанников.
  • Дети: сформируется чувство любви к членам семьи, расширятся знания детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, обогатится словарный запас по теме.
  • Родители: повысится педагогическая культура родителей, установятся доверительные и партнёрские отношения с детьми.

План реализации работы:

1. Первый этап – подготовительный

  • Определение цели и задач проекта;
  • Ознакомление детей и родителей с целью проекта;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта;
  • Сбор информации о имеющихся знаниях у детей и родителей о семье.

2. Второй этап – реализация проекта

  • ООД по теме;
  • Консультации для родителей «Генеалогическое древо семьи», «Как рассказать ребенку о его корнях», «Вся семья вместе – так и душа на месте»;
  • Создание – Лэмбук «Семейное дерево»;
  • Чтение художественной литературы по теме;
  • Проведение бесед по данной теме;
  • Продуктивная деятельность детей совместно с родителями: альбом «Моя семья», «Генеалогическое древо семьи».

3. Третий этап – заключительный.

  • Итоговое мероприятие «Вместе мы одна семья»

На первом этапе работы в ходе анкетирования родителей и проведенных бесед с детьми, было выявлено, что у детей имеется недостаточно знаний о своей семье и родственных отношениях, у многих родителей недостаточно сформирован интерес к своим корням. На основе полученных результатов были определены цели и задачи проекта, подготовлены материалы для его реализации.

На втором этапе реализации проекта были предложены родителям консультации. Проект «Генеалогическое древо семьи». ООД на тему «Моя семья». Беседы и рассматривание семейных фотографий. ООД «Мой дом, моя семья»». Беседа «Расскажи о своей семье». Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Родители активные участники в жизни группы: игра «Папин помощник».

Инсценировка русской народной сказки «Репка».

На заключительном этапе состоялась выставка продукта проекта: «Генеалогическое древо семьи».

Итоговое мероприятие: «Вместе мы одна семья».

Совместное изобразительное творчество родителей и детей: каждый участник, изображая листик с дерева символизирует им одного себя, а собрав эти листики вместе получается одно большое дерево, как символ большой семьи родителей, детей и детского сада.

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Изготовление своего генеалогического древа и семейного альбома помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях. Родители повысили свою компетентность в вопросе воспитания детей, совместное творчество позволило сблизиться и установить доверительные отношения с детьми.

 

Литература:

  1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика – Синтез, 2005. 206 с.
  2. Михайлова, Л. Гурович. СПб.: Детство-Пресс, 2010. 75 с.
  3. Кузнецова Ю.С., Погуляева Н.А. Открытое письмо моей маме. М.: Управление ДОУ, 2009. 80 с. 
  4. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. М.: Айрис-Пресс, 2007. 224 с.
  5. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной М.; Мозаика – Синтез, 2009. 176 с.
  6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование В ДОУ: от теории к практике. М.: Творческий центр Сфера, 2010. 360 с.