Проскурина Светлана Ивановна
Учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 29 "Искорка", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Проскурина С.И. День рождения друга Тимофея!: конспект открытого занятия за I полугодие в старшей логопедической группе для детей с ОНР (ОВЗ) // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1403527
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепить знание гласных и согласных звуков. Закреплять навык звукового разбора слова. Упражнять в подборе слова-признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций. Упражнять детей в составление описательного рассказа об игрушках по мнемотаблице.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудования: мультимедиум, зеркала, звуковые линейки, круги – красные, синие, зеленые.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Наш девиз:
Дети: Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим, всегда красива.
Четко и неторопливо,
Все что учили на занятиях.
Логопед: - Ребята, улыбнитесь друг другу!
2. Основная часть
Логопед: Вот теперь все с хорошим настроением. Расскажу вам по секрету, что сегодня дети семьи Барбоскиных (Роза, Гена, Лиза, Дружок, Малыш) отправились к своему соседу Тимофею на День рождения. Путь у них долгий и загадочный, Тимофей приготовил для них задания. Задания для них оказались трудными, и они попросили им помочь.
Мы поможем? (ответы детей).
Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки (артикуляционная гимнастика):
В некотором царстве,
Звуко-государстве,
Жили - не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
Первое задание от Гены.
Игра «Кто больше?»
Дети придумывают слова-определения (прилагательные):
Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная …
Снег (какой?) – белый, холодный, пушистый …
Лёд (какой) – скользкий, гладкий, прозрачный …
Снежинки (какие?) – маленькие, кристаллические, невесомые, падающие, колючие, крошечные, серебристые, сверкающие …
Дети придумывают слова-действия (глагол):
Снежинки зимой (что делают?) – …
Метель (что делает?) – …
Мороз (что делает?) – …
Лёд на солнце (что делает?) – …
Логопед: Молодцы, справились с заданием.
Второе задание от Лизы.
Логопед: - Назовите зимующих птиц? (ответы детей)
Игра «Скажи наоборот»
Воробей маленький, а ворона большая.
У синички хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжелый, а воробей легкий.
У снегиря клюв тонкий, а у вороны толстый.
Логопед: Ребята, давайте отдохнем немножко.
Физкультминутка «Зима»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («надевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой весёлые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Логопед:
Молодцы все ответили правильно. И физкультминутку выполнили хорошо.
Третье задание от Розы.
Игра «Жадина»
Дети показывают свою одежду и составляют предложения.
Это моя рубашка. Это мои брюки …
Игра «Назови ласково»
Кофта – кофточка
Брюки – брючки
Платье – платьице …
Логопед:
Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз для того, чтобы глаза отдохнули.
Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз,
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево,
Вверх, вниз,
Выполняй и не ленись.
Четвертое задание от Дружка.
«Звуковой анализ слова»
Логопед: Тимофей живет в большом доме. Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове ДОМ. Какой первый звук?
Дети: Д-д-д…
Логопед: Звук [Д], попробуем пропеть этот звук Д-д-д… Получается?
Дети: Во рту есть преграда воздуху, и звук не поется.
Логопед: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный, твердый.
Логопед: Правильно! Какой второй звук в слове ДОМ?
Дети: Д-оооо-М! Звук [О].
Логопед: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о…
Логопед: Звук [О], можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Логопед с детьми пробуют пропеть третий звук [М] и определяют, что звук [М] при произношении не поётся, а значит он согласный, твердый. Дети выкладывают на звуковой линейке круги.
Логопед: Молодцы!
Пятое задание от Малыша.
Составление описательного рассказа по мнемотаблице на тему «Игрушки»
– Кто это?
– Цвет
– Размер
– Материал
– Детали
– Какая на ощупь?
– Как играть?
Логопед: Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились, помогли друзьям встретиться с Тимофеем. На дне рождения было весело и интересно.
Итог занятия:
Логопед: Вам понравилось выполнять задания героев из семьи Барбоскиных? Какие задания запомнились? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? (ответы детей)