День рождения друга Тимофея!: конспект открытого занятия за I полугодие в старшей логопедической группе для детей с ОНР (ОВЗ)

Проскурина Светлана Ивановна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 29 "Искорка", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Проскурина С.И. День рождения друга Тимофея!: конспект открытого занятия за I полугодие в старшей логопедической группе для детей с ОНР (ОВЗ) // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1403527


 

Коррекционно-образовательные задачи: 

Закрепить знание гласных и согласных звуков. Закреплять навык звукового разбора слова. Упражнять в подборе слова-признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций. Упражнять детей в составление описательного рассказа об игрушках по мнемотаблице. 

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудования: мультимедиум, зеркала, звуковые линейки, кругикрасные, синие, зеленые.

 

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем. 

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Наш девиз:

Дети: Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим, всегда красива.

Четко и неторопливо,

Все что учили на занятиях.

Логопед: - Ребята, улыбнитесь друг другу!

2. Основная часть

Логопед: Вот теперь все с хорошим настроением. Расскажу вам по секрету, что сегодня дети семьи Барбоскиных (Роза, Гена, Лиза, Дружок, Малыш) отправились к своему соседу Тимофею на День рождения. Путь у них долгий и загадочный, Тимофей приготовил для них задания. Задания для них оказались трудными, и они попросили им помочь. 

Мы поможем? (ответы детей).

Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки (артикуляционная гимнастика):

В некотором царстве,

Звуко-государстве,

Жили - не тужили,

С Язычком дружили:

Вопелочка: ААААА,

Ревелочка: УУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ,

Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ, 

Шипелочка: ШШШШШ.

Первое задание от Гены.

Игра «Кто больше?»

Дети придумывают слова-определения (прилагательные):

Зима (какая?)холодная, морозная, снежная

Снег (какой?)белый, холодный, пушистый

Лёд (какой) – скользкий, гладкий, прозрачный

Снежинки (какие?)маленькие, кристаллические, невесомые, падающие, колючие, крошечные, серебристые, сверкающие

Дети придумывают слова-действия (глагол):

Снежинки зимой (что делают?) – …

Метель (что делает?) – …

Мороз (что делает?) – …

Лёд на солнце (что делает?) – …

Логопед: Молодцы, справились с заданием.

Второе задание от Лизы.

Логопед: - Назовите зимующих птиц? (ответы детей)

Игра «Скажи наоборот»

Воробей маленький, а ворона большая.

У синички хвост короткий, а у сороки длинный.

Голубь тяжелый, а воробей легкий.

У снегиря клюв тонкий, а у вороны толстый.

Логопед: Ребята, давайте отдохнем немножко.

Физкультминутка «Зима»

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («надевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой весёлые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Логопед:

Молодцы все ответили правильно. И физкультминутку выполнили хорошо. 

Третье задание от Розы.

Игра «Жадина»

Дети показывают свою одежду и составляют предложения.

Это моя рубашка. Это мои брюки

Игра «Назови ласково»

Кофтакофточка

Брюкибрючки

Платьеплатьице

Логопед:

Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз для того, чтобы глаза отдохнули.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз,

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево,

Вверх, вниз,

Выполняй и не ленись.

Четвертое задание от Дружка.

«Звуковой анализ слова»

Логопед: Тимофей живет в большом доме. Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове ДОМ. Какой первый звук? 

Дети: Д-д-д

Логопед: Звук [Д], попробуем пропеть этот звук Д-д-д… Получается?

Дети: Во рту есть преграда воздуху, и звук не поется.

Логопед: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук? 

Дети: Согласный, твердый.

Логопед: Правильно! Какой второй звук в слове ДОМ? 

Дети: Д-оооо-М! Звук [О].

Логопед: Давайте попробуем пропеть этот звук. 

Дети: О-о-о… 

Логопед: Звук [О], можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук? 

Дети: Гласный. 

Логопед с детьми пробуют пропеть третий звук [М] и определяют, что звук [М] при произношении не поётся, а значит он согласный, твердый. Дети выкладывают на звуковой линейке круги. 

Логопед: Молодцы!

Пятое задание от Малыша.

Составление описательного рассказа по мнемотаблице на тему «Игрушки»

Кто это?

Цвет

Размер

Материал

Детали

Какая на ощупь?

Как играть?

Логопед: Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились, помогли друзьям встретиться с Тимофеем. На дне рождения было весело и интересно.

Итог занятия: 

Логопед: Вам понравилось выполнять задания героев из семьи Барбоскиных? Какие задания запомнились? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? (ответы детей)