Найданова Аюна Жаргаловна
Учитель бурятского языка, МБДОУ детский сад № 29 "Искорка", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Найданова А.Ж. Речевые игры на основе детского фольклора для детей (на бурятском языке) // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1402987
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Пальчиковые игры стимулируют развитие речи у ребенка. В процессе игры активно используются руки, что стимулирует развитие соответствующей области головного мозга, а также проговариваются слова на бурятском языке, что способствует развитию речевых центров, отвечающих за речь. В связке оба навыка усиливают развитие способностей к изучению бурятского языка.
Опять же пальчиковая игра на бурятском языке позволяет весело запоминать новые слова, а во время движений понимать, как эти слова применяются в реальной жизни. Пальчиковая игра – это готовое веселое и увлекательное занятие на бурятском языке с ребенком. В ней есть все, что стимулирует запоминание слов и грамматических структур: положительные яркие эмоции, движения и рифма. Все это задействует непроизвольную память и ассоциативное мышление ребенка.
Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.
Обратимся еще к одному положительному аспекту динамических пауз в форме пальчиковых игр. Остроумно веселое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на занятии ООД, повышению эмоционально-положительного фона ООД и совершенствованию коммуникативных навыков.
Детский фольклор на бурятском языке.
1. Табан хурган
Барбаадай
Батан Туулай,
Тоохон тобшо
Толи байса,
Бишыхан шэгшүүдэй.
2. Табан хушуун мал
Ямаадай,
Маадай,
Моодэй,
Жороодой,
Тэмээдэй
Минии эбтэй нухэд.
3. Эбтэй булэ.
Аба, эжы,
Ахай,
Абгай,
Би
Минии эбтэй булэ.
4. Минии булэ ехэ.
Таабай,
Тооби,
Аба,
Эжы,
Би- минии булэ ехэ.
Скороговорки
Манай Майдар мартамхай.
Танай Табхай танилтай.
Бататуулай сухалтай.
Уулэн дээрэ Барбаадай,
Дуужэн дээрэ Шэгшуудэй.
Шагай, шагай, шагайхан
Шагай наадан аятайхан.
Баабгай, баабгай.
Баабгалдай Баабгай, баабгай, аймшмгтай.
Бум – бум –бум
Бумбэгэм
Бумбэлзэн
Бумбэрбэл.
hэб – hэб hэбшээлбэ
hаб – hаб hалхилба.
Тээ тэрэ арбан табан
Тарган тарбаган.
Считалки (Тоолуурнууд)
Ши би
Энэ тэрэ,
Тэмээн ямаан,
Тэргэ шарга,
Арга хурга,
Таба арба,
Яба гара!
Элбэг дэлбэг
Элдэб юумэн.
Бэлэг сэлэг
Шамда намда.
Намда энэ-
Абааб.
Шамда угы-
Ябааш!
Эндэ тэндэ
Ундэр дундэр.
Хэн торооб?
Хэн унааб?
Тороошо тогтоо,
Унааша гараа!
Нэгэн, хоер, гурба,
Нэрэ шинии хэн бэ?
Найма, юhэ, арба,
Наhан шинии хэды бэ?
Хэнгээшэбши, хэлыш,
Хэды тоо мэдэхэбши?
Табан хушуун малай дууhашагуй тоолуур
Морин
Гуунhээ- унаган, Хизааланhаа- шудэлэн,
Унаганhаа- дааган, Уреээ, hоеолонhоо-
Дааганhаа дээшээ Азарга, морин,
Эрэнь- уреэ, Хизаалан, шудэлэнhоо-
Эмэнь- хизаалан, Гуун эхэ,
Уреээhээ- hоеолон, Гуунhээ- унаган….
Хонин Ямаан
Хонинhоо- хурьган, Ямаанhаа – эшэгэн,
Хурьганhаа – тулгэ, Эшэгэнhээ – шудэлэн,
Эрэ тулгэhоо –шулгэ, Эрэ шудэлэнhээ – hиинэг,
Эмэ тулгэhоо – зуhаг, Эмэ шудэлэнhээ – зуhаг,
Шулгэhоо – хуса, эрье, hиинэгhээ – тэхэ, hэрхэ,
Зуhагhаа – эхэ хонин, Зуhагhаа – эхэ ямаан,
Хонинhоо – хурьган… Ямаанhаа – эшэгэн…
Ухэр
Унеэнhээ – тугал, Гунааhаа – дунэн,
Тугалhаа – буруун, Дунэнhоо – буха, сар,
Бурууhаа – хашараг, Гунжанhаа – дунжэн,
Хашарагhаа саашаа Дунжэнhоо – унеэн,
Эрэнь – гунан, Унеэнhээ – тугал…
Эмэнь – гунжан,
Тэмээн
Энгинhээ – ботогон, Дунэнhоо – буура, атан,
Ботогонhоо – тором, Дунжэнhоо – энгин,
Торомhоо – тайлаг, Энгинhээ - ботогон
Тайлагhаа – дунэн, дунжэн,