Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игровых технологий

Черных Анна Станиславовна

Воспитатель, МКДОУ № 44 «Мозайка», г. Новосибирск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Черных А.С. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игровых технологий // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1403393


 

Аннотация. В статье актуализируется проблема развития мелкой моторики детей раннего возраста. Автор рассматривает данную проблему в контексте реализации инновационных игровых технологий. Рассматривается образовательно-развивающий потенциал игровых технологий Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, отраженный в соответствующих авторских методиках. В статье также уделяется внимание передовым игровым развивающим и реабилитационным технологиям, позволяющим посредством развития мелкой моторики и творческого мышления обеспечивать восстановительные процессы и сохранность физического и психического здоровья детей на ранних возрастных этапах.

Ключевые слова: дети раннего возраста, развитие мелкой моторики, инновации, игровые технологии, высшие психические процессы, предметно-пространственная среда.

 

Развитие мелкой моторики и творческого мышления детей относится к области организации такой познавательной среды, которая способствует познанию себя ребенком, своих возможностей, окружающей действительности и формирования своего отношения к миру. Уже в раннем возрасте ребенок учится формулировать свои мысли, выражать свои чувства, осознавать свои потребности. В связи с этим, процесс развития мелкой моторики выступает как необходимый компонент отображения внутреннего мира детей [4].

Известно, что систематизированная целенаправленная деятельность, опосредующая развитие мелкой моторики, а также сенсомоторики в целом является своеобразным фундаментом развития высших психических функций ребенка на самых ранних этапах его развития. В процессе данной деятельности происходит формирование интеллектуальных способностей ребенка, развитие речевых навыков, а также сохранение и совершенствование психического, физического и социального здоровья посредством социализации в рамках активной игровой деятельности [2; 5].

Известно, что мыслительная деятельность и интеллектуальные способности детей раннего возраста развиваются на базе функционального взаимодействия двигательных действия и процесса восприятия. Так, например, в условиях зрительного восприятия какого-либо предмета у ребенка возникает специфический комплекс ощущений, влияющие на создание образа. При этом в сознании начинают формироваться возможные взаимоотношения данного образа с окружающей ребенка действительностью. Это происходит с позиций влияния ощущений на органы чувств в данный конкретный момент. 

В этой связи необходимо отметить, что, если конкретный предмет лишь рассматривается ребенком, т. е. происходит только процесс созерцания, то в данном случае возникает некая ограниченность в формировании разнообразных и четких (с позиций определения функций) представлений о нем в сознании ребенка. В этой связи, с целью обеспечения продуктивности процесса восприятия возникает необходимость обеспечения так называемого живого созерцания, контекст которого предполагает активное взаимодействие ребенка с данным конкретным предметом. Понимая, что ведущей деятельностью на данном возрастном этапе является деятельность игровая, становится объяснимыми концепции В.В. Воскобовича, Т.И. Балацкой, Б.П. Никитина, Т.Г. Харько и др. реализации в процессе развития мелкой моторики детей раннего возраста активных игровых технологий или активного взаимодействия ребенка с объектом в ходе активной игры [4; 6]. 

Осуществляя с предметом (объектом) действия определенного характера, ребенок, тем самым, пополняет собственный запас представлений о данном предмете (объекте), закрепляя его в активной игре посредством многократных повторений. 

В связи с этим, необходимо отметить, что педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина и технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей раннего возраста В.В Воскобовича позволяют интегрировать чувственное отражение ребенком действительности, полученное в условиях организации игровой среды в процесс развития особого типа критического и продуктивно-креативного мышления. Это достигается за счет удовлетворения требования многократного действия при сохранении высокого познавательного интереса ребенка. 

Помимо этого, вышеуказанные авторские методики отличает высокая эффективность и доступность, а также быстрая осваиваемость, положительно влияющая на прогрессивное поступательно развитие высших психических функций через развитие мелкой моторики ребенка в данный возрастной период. Многофункциональность предлагаемых в рамках методик игр позволяет решать достаточно большое количество развивающих и образовательных задач, что всецело обосновывает известный тезис – «мышление на кончиках пальцев» и является незаменимым для развития познавательной активности детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста при обучении в дальнейшем таким учебных предметам как математика, русский язык, письмо, чтение и пр.

Осваивать постоянно усложняющиеся образовательные программы сейчас нелегко, да и образовательная парадигма сегодня концентрирует внимание педагогов на творческом саморазвитии и самовыражении ребенка. В связи с этим развитие мелкой моторики детей обретает особый актуальный смысл в процессе игровой деятельности, концепция организации и содержательного наполнения достаточно широко представлена разнообразных игровых заданиях и упражнениях Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича и др. [3].

В контексте заданной тематики также особого внимания заслуживает так называемый синтез игры и художественно-изобразительного творчества, известный как «Мозартика». Данный творческий образовательно-развивающий продукт многофункционален, что отражается в его специфике, представленной в значительном развивающем и, к тому же, реабилитационном потенциале, что позволяет позиционировать данный продукт как феномен арт-терапии – мозартикотерапию – для детей, нуждающихся в восстановительных психологических мероприятиях [1].

Такой одновременно новый вид игры, органично сочетающийся с изобразительным творчеством, реализуется как технология спонтанного вовлечения ребенка в уникальный образовательно-развивающий и восстановительный процесс. Фантазийность элементов игры позволяет ребенку выступать творцом своего уникального мира, способствую раскрытию, гармонизации и самовыражению его личности в процессе игры.

Подобные функции реализованы и в конструкторе для детей CUBORO, также ставшим достаточно ярким инновационным событием в области игровых технологий, направленных на развитие высших психических функций детей раннего возраста через развитие мелкой моторики. Благодаря использованию в деятельности детей раннего возраста таких инновационных игровых технологий у них [детей] начинают формироваться так называемые «ядра черной субстанции», находящиеся в коре головного мозга и координирующие прогрессивное поступательное развитие мелкой моторики.

Использование данных игровых технологий позволяет совершенно по-новому обогатить образовательно развивающую предметно-пространственную среду, что выражается в перспективном решении задач развития мелкой моторики детей в раннем возрасте и на последующих возрастных этапах.

 

Литература:

  1. Больнова О.Г. Опыт работы по применению игровой технологии Мозартика. 2011. URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/05/20/opyt-raboty-po-primeneniyu-igrovoy-tekhnologii/.
  2. Данченкова С.Н. Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук: мастер-класс // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. 1.  С. 19-20.
  3. Использование развивающих игр Никитина и Воскобовича для развития творческих способностей ребенка. URL: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-razvivayuschih-igr-nikitina-i-voskobovicha-dlya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-rebenka-2250495-page2.html
  4. Мартынова Е.А. Художественно-творческая деятельность: развернутое тематическое планирование Младший, средний, старший дошкольный возраст / Е. А Мартынова, И. М Сучкова. Волгоград: Учитель, 2014. 151 с.
  5. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, ЮВ. Микляева, Н.А. Виноградова. М.: Юрайт, 2015. 496 с.
  6. Мухина В.С. Детская психология. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. 352 с.