Смирнова Наталья Михайловна
Воспитатель, МКДОУ № 227, г. Киров
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Смирнова Н.М. Моделирование как форма организации работы в уголке природы детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1403134
Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н.Година.
Дежурства – это организованная форма трудовой деятельности детей для коллектива, выполняемая в обязательном порядке. Дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большой степени, чем в поручениях, выделяется общественная направленность труда, реальная практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.
К сожалению, уровень сформированности трудолюбия у детей старшей группы недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. У детей недостаточно сформированы волевые процессы, они не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, мал жизненный опыт, что во многом определяет отношение к труду при организации дежурства любого вида.
Во многих современных образовательных программах представлено теоретическое обоснование значимости воспитания и обучения дошкольников. Вопросам трудового воспитания уделяют незначительное место, слабо раскрыты наглядные, игровые, практические методы. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере.
В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, придавая особое значение словам основателя научной школы, создателя НИИ дошкольного воспитания А.В. Запорожца, который говорил о том, что трудовое воспитание связывает в единый узел всю воспитательно- образовательную работу в детском саду.
Обращал внимание на воспитательное влияние труда на детей и В.А. Сухомлинский. «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставить радость другим».
Высказывания корифеев педагогики относится и к дежурству, как составляющей трудового воспитания.
Из всех видов дежурства «слабое звено» в этой системе – это дежурство в уголке природы.
Цель – воспитание у дошкольников позитивного отношения к дежурству в уголке природы.
Задачи:
С чего начать? С условий при организации дежурства в уголке природы:
Все представленные условия в полной мере реализует технология моделирования, которая позволяет добывать знания самому ребенку и оперировать ими. Вот некоторые из них.
Модель «Конус» – это календарь природы. Дежурные заполняют эту модель посезонно, постепенно, обогащая конус картинками, связанными с природой (животным и растительным миром), с одеждой детей, с сезонными занятиями взрослых и детей. Картинки находят дома и приносят в детский сад. Дежурные могут пригласить детей поиграть с конусом, спрятав под ним картинки, игрушки, предметы, связанные с уголком природы.
Модель «Календарь погоды». Такая модель есть в каждом детском саду. В ней дежурные отмечают состояние погоды, осадки, ветер. В конце месяца подводим итог: сколько было солнечных дней, пасмурных и т.д.
Модель живого организма. Она представляет собой круг, разделенный на сектора. Эта модель помогает дежурным ухаживать, заботиться о живых организмах. (почему нужно поливать, зачем необходим свет, т.е. знание условий необходимых для их роста и развития, знакомятся с различными способами размножения растений- усами, черенками, корневищами и т.д.)
Модель «Правила работы дежурных в уголке природы». Дружно работаем вместе, доводим до конца все запланированные действия, отмечаем погоду, ухаживаем за комнатными растениями. Эти правила могут меняться.
Модель «5 пальцев». Помогает дежурным правильно спланировать свой труд (наблюдение за растениями, выращивание лука и зеленого корма для кошек, сбор природного материала для продуктивной деятельности, рыхление, опрыскивание, полив комнатных растений и т.д.).
Модель «Лесенка» способствует формированию навыков трудовой деятельности в уголке природы.
Модель «Неделька» – авторская. Она помогает дежурным спланировать работу на всю неделю. Фиксация деятельности происходит в форме символов- тренажеров. Обложка модели разделена на 7 частей – это дни недели. Основная составляющая работы дежурных с моделью «Неделька» – это карточка- помощница «Подручный» – детская технологическая карта, из которых в дальнейшем создается картотека. Всю предстоящую работу на всю неделю новые дежурные записывают вместе с воспитателем в пятницу на вечернем круге. Например: открываем первый день недели- понедельник и видим задания: отметить погоду, полить цветы, опрыскать их. Дети записывают эти задания в свою карту, с которой они и работают всю неделю.
Оценка и самооценка труда дежурных озвучивается на вечернем круге в пятницу. Вначале сами дежурные проводят оценку своей работы. При передаче дежурства дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений, пользуясь «Подручным».
Для самооценки детей создана модель. Она представляет собой корзину – уточку, в которую дети вставляют кружочки разного цвета, самостоятельно подписанные. Красный круг- дежурный выполнил всю запланированную работу. Если дежурный берет желтый круг и говорит, что я не все сделал, то потом идет беседа педагога с дежурным, у которого возникли затруднения.
Последним дает оценку труда дежурным воспитатель от лица героя, живущего в уголке природы. Он рассказывает о работе дежурных в письме, которое находится у героя (все действия, что запланировали выполнили, были ответственными, самостоятельными).
Технология моделирования создает благоприятные условия для реализации всех поставленных задач при организации работы дежурных в уголке природы.
Литература: