Мое село: конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

Канипова Лилия Аликовна

Воспитатель, МБДОУ ЦРР Д/С № 37, Башкортостан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Канипова Л.А. Мое село: конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1393384


 

Тип занятия: познавательного развития с использованием интерактивных форм.

Возрастная группа детей: 4-5 лет

Форма организации: групповая

Форма проведения: игровая

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»» Физическое развитие»

Цель: Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному селу, систематизировать знания о достопримечательностях села, природе родного края. Формировать у детей представление о родном селе посредством использования ИКТ - технологий

Задачи:

Обучающие: 

  • Уточнить представления детей о родном селе;
  • Формировать у детей понятие «малая родина»;
  • Активизировать словарь детей в соответствии с лексикой темы занятия.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к родному селу;
  • Развивать познавательную активность детей, любознательность.

Воспитывающие: 

  • Воспитывать любовь и чувство гордости своим родным селом;
  • Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Педагогические технологии: 

  • Здоровьесберегающая (Динамическая пауза); 
  • ИКТ (Мультимедийная презентация).

Словарная работа: активизировать в речи слова- улица, село, здания; село Месягутово, мемориал, памятник, достопримечательность.

Оборудование занятия: компьютер, мультимедийная установка, стулья по количеству детей столы, доска, аудиозапись, альбомные листы для рисования, восковые карандаши.

Демонстрационный материал: 

Презентация «Достопримечательности села», фотографии с видами села, плакат с изображением сельского пейзажа.

Раздаточный материал: 

Картинки с силуэтами домов, машин, людей, деревьев, домашних животных, изгороди; 3 конверта с фотографиями зданий; картинки с изображением.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: оформили альбом «Мое село», изготовили альбом «моя семья»

Предварительная работа с детьми:

Беседа «Мое село», рассматривание фотографий о родном селе.

Индивидуальная работа: проведены индивидуальные занятия с детьми (Выучили название села и своей улицы)

Организация пространства: установлена мультимедийная установка, по центру стол, слева доска и столы.

 

Ход ООД

1. Организационный момент

(Дети входят и встают в круг)

Эмоциональный настрой

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Друг на друга поглядим,

Про себя поговорим:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?»

(Игра –дети по очереди называют друг друга ласковыми словами)

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умелые ребята. С такими детьми и беседовать интересно. 

Сегодня у нас необычный день! Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по нашему селу. Я думаю, что экскурсия подойдёт нам лучше всего.

Сейчас я расскажу вам одно стихотворение, а вы внимательно вслушивайтесь в его слова.

(Стихотворение И. Мазнина «У каждого листочка»)

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете

Есть Родина своя!

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя!

Воспитатель: У каждого человека на земле есть Родина. 

Как вы думаете, что такое Родина?

(Ответы детей) Родина – это страна, в которой мы родились и живем. 

Родина – это земля, на которой жили, трудились наши предки. 

Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. 

Воспитатель: У каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной  дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями. 

Словом, малая Родина у каждого своя!

У каждого из нас есть имя, а у нашего села название. Кто скажет, как оно называется?

Дети: Месягутово

Воспитатель: А как называется здание, в котором мы сейчас находимся?

Это что за чудный дом? 

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад. Что же это?…

Дети: Это здание называется детский сад «Уралочка», а улица, на которой находится наш детский сад, называется Электрическая.

Воспитатель: Ребята, расскажите о нашем садике.

Воспитатель: Кто работает в детском саду?

Дети: В детском саду работает заведующая, воспитатели.

Воспитатель: Скажите, кто знает, как зовут заведующую детским садом?

Дети: Людмила Владимировна.

Воспитатель: А воспитателей и помощника воспитателя, как зовут, которые работают с вами?

Дети: Воспитателей зовут Нина Ивановна и Лилия Аликовна, а помощника воспитателя зовут Гульбану Амировна.

Воспитатель: Ребята, скажите, кто ещё работает в детском саду?

Дети: завхоз, медсестра, повара, музыкальный руководитель, сторож.

Воспитатель: А наша группа имеет название?

Дети: Наша группа называется «Пчелки».

Воспитатель: А какие ещё здания есть в нашем селе?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я приглашаю вас на экскурсию. 

2. Основной этап.

Давайте начнем нашу экскурсию (Обращаю внимание детей на экран). 

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. Я вам буду показывать известные места нашего села, где вы часто бываете, где бывают ваши родители. Вы должны узнать это место и сказать, как оно называется.

Воспитатель: 1. Отгадайте, куда мы пришли? 

Май подарил весны цветение,

Укрылись в зелени поля,

И пенье птиц – весны забвение 

Согрета солнцем вся земля.

Молчат орудия и танки

Стоят безмолвно в тишине,

А рассказать они могли бы

О той ушедшей вдаль войны.

И вот сегодня – это светлый сад,

Привольный, ясный, под огромным небом

Издалека восторженные клики

Доносятся…

2. Да, это Парк Победы!

Памятник «Солдатам-интернационалистам» 

Конечно не боги – земные ребята

Бросались под пули, горели в огне.. пели и поют солдаты-интернационалисты, те, кто помогал братским народам отстаивать мир. Мужество, долг, честь – эти качества присущи только российским парням. Именно им, ныне живущим и павшим на полях сражений. 

«Пока мы живы – мы помним.

Пока мы помним – мы живы!».

Воспитатель: Вот какое красивое и замечательное у нас село. Правда, ребята? 

Воспитатель: Но есть одно большое, просторное здание, в которое любят приходить и взрослые, и дети. Вы знаете, что это за здание?

3. Районный Дом Культуры.

Воспитатель: Правильно, это здание называется Районный Дом Культуры. 

Мы много талантов в нем видеть могли:

Здесь песни звучат и танец кружит,

Здесь театр живет, и шут людей смешит,

Здесь фильм увидеть можно и пригласить друзей,

Попасть сюда несложно,

Придите поскорей!

Многие из вас ходили в Районный Дом Культуры. Там не только показывают цирковые представления, но и проводят разные концерты, на которых артисты поют, танцуют и читают стихи.

Воспитатель: Ребята, расскажите об этом здании.

4. Школы

Дети: Это школа. 

Стоит веселый светлый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и читают,

Решают и считают.

Воспитатель: Ребята, а может кто-то, знает, как зовут людей, которые учат детей в школе.

Дети: учителя.

Воспитатель: А перед школой есть игровая площадка, на которой мы сейчас поиграем.

Физминутка: (Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.)

Мы по городу идем (маршируют)

Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носочки)

Делай шаг – раз, два 

Взмах руками – три, четыре

Повернулась голова (поворачивают голову вправо)

Руки вверх и ноги шире

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко (бег на месте).

5. «Церковь» 

А это старинное здание с колоколами. Это церковь. Туда ходят верующие люди.

Посмотрите, какая она большая, какие купола. В каждом городе и селе есть церковь.

Воспитатель: Все люди любят свое село, в котором они живут. Сочиняют стихи и песни о своем родном селе. О нашем селе тоже есть стихи, и сейчас мы с вами их прочитаем. (Чтение стихов).

Сторона Дуванская! 

Чащи да увалы.

Норов твой опасен, 

Если ты во гневе... 

Ты в простом убранстве. 

Ты блистаешь мало: 

Мятлица да лютик, 

Да полынь, да клевер.

Бесконечно поле 

В простоте обманной.

И готово сердце 

Обмануться скоро, 

Что земля Дувана, 

Что поля Дувана-

Центр земного шара, 

Всей земли опора.

Воспитатель: В нашем селе много разных зданий- Магазины, аптеки, здание сельской администраций и т.д.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам сказать, что я очень люблю свое село, потому что здесь родилась и выросла. Здесь живут мои друзья и знакомые. А если мы свами будем любить свое село, то оно будет становиться все краше и краше.

А еще, ребята, я очень люблю рассматривать сельские пейзажи, картинки на которых нарисовано село. 

Хочу предложить вам интересную работу. Давайте с вами создадим такую картину. Она будет называться «Мое село».

(Дети создают коллаж, наклеиваю силуэты с видами села на плакат.) 

Коллективная работа (Коллаж «Мое село»)

3. Заключительная часть.

Рефлексия

Воспитатель: Посмотрите сколько, много красивых домов вы нарисовали. Получилось целое село.

Ребята, вот и закончилась наша экскурсия.

Ребята, какие вы умненькие. 

Самыми активными у меня были … (называет детей)

Занятие сегодня было интересным.

Вопросы:

  • А вам оно понравилось?
  • Что сегодня понравилось на занятии?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Какое у тебя было настроение на занятии?