Вкусные истории: рабочая программа кружка по кулинарии (5-6 класс)

Дербина Анна Николаевна

Учитель, МБОУ средняя школа номер № 1, г. Грязовец

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дербина А.Н. Вкусные истории: рабочая программа кружка по кулинарии (5-6 класс) // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1370011


 

Пояснительная записка

Занятия кружка по кулинарии, его работа, поможет подготовить детей к преодолению трудностей социализации и самостоятельной жизни.  Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальными в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания в школе будет способствовать воспитанию физически нравственно здорового поколения, развитию у учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое. 

Школьники с удовольствием посещают различные кружки, факультативы и другие дополнительные занятия. Особенной популярностью у них пользуются кружки по кулинарии, в которых дети с удовольствием учатся готовить. 

Актуальность программы «Вкусные истории» в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. В процессе обучения воспитанники учатся бережно и с любовью относится к своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего народа, своих семей. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, цель кружка направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общественно-социальной задачей трудового и социального воспитания. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд, уметь обустроить свой быт.

Цель программы: 

Обучение учащихся приготовлению здоровой питательной пищи из доступных продуктов. Дать школьникам знания о рациональном питании, воспитать вкус к здоровой пище. 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

Обучающие: 

  • познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; познакомить с сущностью диетического питания, особенностью различных диет, лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи; 
  • обучить технологии приготовления основных блюд русской и национальных кулинарий; 
  • приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности.

Развивающие: 

  • пробудить интерес к кулинарному искусству у детей; 
  • развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка; 
  • развить эстетическое восприятие и творческое воображение.

Воспитательные: 

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность; 
  • привить навыки работы в группе; 
  • формировать любовь и уважение к традициям русской кухни.

Программа обучения направлена на знакомство с историей кулинарии, основами рационального питания. Обучающиеся получают первоначальные знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых блюд, салатов. 

Общая характеристика

Программа рассчитана на 136 часов учебного времени, предполагает сочетание теоретических практических знанийпрактическим занятиям отводиться 70 % учебного времени, в рамках которого учащиеся выполняют практические работы, проекты. Практическая деятельность обучающихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые блюда, организации при приготовлении пищи, экономическим расчётам. Защита проекта представляется, как итоговая работа по результатам изучения данной программы. Из-за большого объёма практических работ на изучения целесообразно отводить 4 часа в неделю.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа ориентирована на учащихся 10-13 лет (5-6 класс). Приобретённые на занятиях знания и навыки помогут воспитанникам в повседневной жизни. Формы и методы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Программа кружка рассчитана на тех, кто делает первые шаги в приготовлении несложных блюд, учит ориентироваться в многообразии продуктов.

Занятия в кружке позволят развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего труда.

Теоретическая часть программы включает в себя сведения об основных продуктах питания, их составе, способах обработки, влиянии на организм человека, сведения о культуре потребления пищи.

Практическая часть программы предполагает практикумы по подбору продуктов, приготовлению несложных блюд из доступных продуктов, дегустацию и формирование сервировки стола.

Срок реализации программыСентябрямай 2021-2023 г. (2 раза в неделю (4 часа), 136 часов / год)

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В настоящей программе отдается предпочтение следующим методам и формам обучения:

Объяснительно-иллюстративныйпозволяет стимулировать учеников к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с помощью презентаций, бесед, сюжетно-ролевых занятий или деловых игр, докладов обучающихся, конкурсов и др.

Практический способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь учащихся в практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности: самостоятельная работа, экскурсии, работа с дополнительной литературой.

Дидактическое обеспечение

  • интернет- ресурс;
  • книги о вкусной и здоровой пище;
  • журналы о кулинарии.

Материально-техническое оснащение

Для реализации данной программы необходим кабинет кулинарии. Он должен быть оборудован системами хозяйственного питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками. Помещение должно иметь естественное освещение и хорошо проветриваться. В наличии необходимо иметь оборудование: плиту электрическую с жарочным шкафом, холодильник, миксер, набор столовой мебели (столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилки для тарелок; посуду: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, чайники заварные, набор ножей, столовый сервиз, чайник; косынки, фартуки; моющие средства. Все продукты, необходимые для приготовления блюд, приобретаются за счет спонсорской помощи родителей.

 

Содержание рабочей программы

 

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Вводное занятие

Беседа

Правила безопасности кулинарных работ. Правила санитарии и гигиены.

4

История возникновения кулинарии.

Беседа

Теория: Этапы развития кулинарии в России. Традиционные кухни народов России. Правила этикета.

4

Сервировка стола.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие.

Теория: Правила сервировки стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Назначение столовых приборов.

Практика: Сервировка стола.

4

Бутерброды.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация.

Теория: Правила хранения продуктов, сроки годности. Виды бутербродов, приёмы оформления бутербродов. 

Практика: изготовление открытых и закрытых бутербродов.  Сервировка стола к чаю

8

Витамины. Овощные салаты.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды овощей. Влияние овощей на организм человека. Первичная и тепловая обработка овощей.

Практика: салаты из овощей, салат Винегрет, роллы овощные

8

Витамины. Фруктовые салаты.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды фруктов. Влияние фруктов на организм человека. Первичная обработка фруктов.

Практика: фруктовые салаты

4

Основы рационального питания.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Рациональное питание. Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.

Практика: Составление схем приготовления различных блюд. Рисовая каша

8

Способы обработки пищевых продуктов.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.

Практика: Составление инструкционных карт по приготовлению варёных, тушеных и паровых блюд. Приготовление паровых блюд: яичный омлет.

8

Заготовка продуктов в прок.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Сахар и соль, потребность в них организма, нормы потребления. Заготовка продуктов впрок. Способы консервирования. Условия сохранения скоропортящихся продуктов. Способы обработки продуктов с целью сохранения витаминов. 

Практика: заготовка продуктов впрок: компот из яблок.

8

Холодные закуски.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Разнообразие вариантов приготовления закусок. 

Практика: правильная нарезка колбасы, твердого сыра, приготовление закуски.

8

Молоко и молочные продукты.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей. Лечебно-профилактические свойства кисломолочной пищи.

Практика: Приготовление молочной лапши.

6

Растительные продукты питания.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Растительные продукты питания и их использование в профилактике и лечении болезней. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания. 

Практика: Приготовление блюд из пищевых растений: морковные котлеты

8

Блюда из яиц.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии.

Практика: Приготовление блюд из яйца: яйцо "Глазунья"

4

Вторые блюда

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды круп, роль круп и макаронных изделий в рационе человека

Практика: макароны с сыром, картофельного пюре.

8

Третьи блюда.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: знакомство с видами третьих блюд: мороженым, пирожным, муссом, жиле, тортов

Практика: приготовление кондитерских колбасок, торт Муравейник, Манник, пирог Шарлотка

10

Секреты вкусной выпечки.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Историческая справка. Особенности приготовления теста.

Практика: выпечка блинов, оладий,

8

Различные мучные блюда

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: разнообразие мучных блюд. Особенности приготовления пресного, бисквитного и дрожжевого теста.

Практика: приготовление теста, выпечка бисквита, творожное тесто (печенье «Детское»)

10

История чая.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: история появления чая, сорта, состав.

Практика: приготовление цветочного чая.

4

История русской кухни.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Изучение особенностей приготовления пищи. Исторические сведения о национальной русской кухне.

Практика: Традиции в сервировке, подаче и употреблении блюд. Приготовление картофеля с луком, Щи

10

Итоговое занятие

 

Теория: закрепление пройденного, оформление рецептов.

Практика: заключительное чаепитие.

4

 

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол- во часов всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. План и задачи кружка. Правила поведения в кружке. Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека. Соблюдение санитарно-

Яндекс.Метрика