Ложка, ложка, ложечки (образовательная деятельность)

Андреева Елена Владимировна

Воспитатель, МАДОУ Михневский ЦРР Детский сад "Осинка", п. Михнево

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Андреева Е.В. Ложка, ложка, ложечки (образовательная деятельность) // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1369520


 

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с деревянной ложкой, как предметом русского народного творчества и быта;
  • Познакомить со свойствами дерева и металла;
  • Закрепить умение классифицировать предметы;
  • Формировать связную речь.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения;
  • Воспитывать доброту, любовь к русскому народному творчеству, желание больше знать;
  • Учить слушать других.

Материал: 

Ложка – кукла (для игры); ложки: металлические, деревянные; сосуд с горячей водой для опыта – термос; музыкальные инструменты, столовые предметы, стол с покрывалом; бутылка льняного масла, магнитофон, деревянные ложки на каждого ребенка

 

Ход образовательной деятельности

Колокольчик мой дружок собери детей в кружок (дети собираются около воспитателя) 

Вводная часть

Здравствуйте ребята. Я хочу с вами поиграть.  Вы любите играть? (да).

Я, очень люблю играть. И игра будет необычная, мы узнаем много нового и интересного о обычных вещах. Что бы, узнать, во что мы будем играть, надо отгадать загадку.

- Сядьте и послушайте внимательно загадку Дети садятся на стульчики.

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду -

Мимо рта я не пройду (Ложка)

Такой полезный прибор как ложка нам нужен каждый день. Без нее не обойтись. Ложки бывают разные:

На столе лежат ложки из разных материалов Рассматривание ложек.

Давно - давно, когда бабушки и дедушки были маленькими, они ели только деревянными ложками.

Почему? Кто знает? (ответы детей)

Потому что других не было, не придумали. Вот как сделать деревянную ложку, и кто ее делает, я вам сейчас расскажу.

Мастера, который делает деревянные ложки, называют ложечник. Давайте повторим все вместе.

Сделать ложку не просто. Мало сделать деревянную ложку, надо ее пригодной сделать. Пригодной это значит, чтобы ей можно было пользоваться. Некрашеная деревянная посуда неудобна. Почему?

- А, чтобы она хорошо мылась, ее обрабатывают льняным маслом, (показ бутылочки с льняным маслом).

Делают льняное масло изо льна. Это такое растение семена, которого специально отжимают и получают масло. 

Показ картинки – лен в цвету.

Ребята, я приглашаю вас в страну деревянной ложки. Там мы узнаем, какие бывают деревянные ложки, и что они умеют делать. Но, чтобы попасть туда, мы должны вспомнить, что умеют ложки.

Физкультминутка

Дети имитируют движения: мешать, помешивать, накладывать, есть и т.д.

Давайте вспомним, как называется мастер, который делает деревянные ложки?

Вот к такому мастеру мы и отправимся.

Дети подходят к столу, на котором стоит домик ложечника.

Что мы видим? (много ложек у дома)

Что между ними общего?  (ложки все деревянные)

Чем они отличаются? (формой и размером)

Какой формы? (круглые, овальные, большие и маленькие)

Каких больше?

Раньше простыми некрашеными ложками пользовались каждый день, а красивыми ели на праздник. Красивые деревянные ложки можно также дарить в подарок. Мастер дарит нам ложку. Эта ложка не простая, это ложка игрушка. В старину не было игрушек, поэтому мамы, заворачивали ложку, в платочек и получалась вот такая куколка. Зовут ее Аринка, и она хочет с вами поиграть. Проводится игра «Ложечка меня найди»

Мы построились все в круг,

Повернулись разом вдруг,

А как скажем раз, два, три

Ложечка меня найди. Игра проводится 2-3 раза.

Основная часть

А теперь Аринка приглашает вас в путешествие в страну «Деревянной ложки».

И пойдем мы с вами на улицу Столовых приборов.

Чтобы попасть на эту улицу нужно перейти через речку. Перед нами два мостика. Этот мостик, какой? (Широкий)

- А этот, какой? (Узкий)

- Как вы думаете, по какому мостику удобнее перейти речку? (По широкому)

Вот мы и на улице столовых приборов.

Что мы видим? (Половник, нож, ложка металлическая, ложка деревянная, вилка и т.д.)

Как назвать их, одним словом.

Запомните деревянная ложка, это тоже столовый прибор.

- Ребята, вы слышите шум?

Две ложки-подружки деревянная и металлическая, всегда спорят кто из них лучше.

Одна говорит:

- Меня легко мыть, я такая гладкая и холодная.

- Другая говорит:

- Если есть деревянной ложкой, то и пища будет вкусней и ароматней. Во время еды никогда не сможете обжечься.

Почему?

- Я вам сейчас расскажу и покажу. Опыт: у меня в миске горячая вода.

На столе миска с горячей водой, две ложки деревянная и металлическая.

- Опускаю в воду металлическую и деревянную ложку. Дать детям потрогать ложку.

Что произошло?

Вывод: металлическая ложка нагревается, деревянная нет. Каждая ложка хороша по-своему.

А теперь, Аринка, приглашает вас на улицу Музыкальных инструментов. Какие инструменты вы видите?

- Посмотрите ребята, здесь наши знакомые деревянные ложки. Почему?

- Оказывается на деревянных ложках можно играть. При прикосновении двух ложек издается удивительный гармоничный чистый звук. Существует целая школа игры на деревянных ложках. Того кто играет на деревянных ложках называют ложкарями.

Запомните, деревянная ложка, может быть и музыкальным инструментом.

А теперь нам пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с Аринкой.

Сейчас мы сядем в трамвайчик, а что бы веселее было ехать давайте с играем на ложках.

А как, называется человек, который играет на деревянных ложках? (ложкарь)

Возьмите ложки.

Дети достают из-под стульчиков ложки и под русскую народную мелодию «Барыня» играют.

Пока мы играли, на деревянных ложках, трамвайчик привез нас в детский сад. Давайте вспомним, где мы были?

С чем и с кем познакомились? Чем занимались?

Ребята, мне и, Аринке, с вами сегодня очень понравилось играть. Я хочу подарить вам ложки, которые вы вместе с родителями распишите дома и подарите своим друзьям. (ложки)

До свидания.

 

Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2008. 67 с.
  2. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. М., 1957.
  3. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством / И.А. Бойчук, С.Д. Ермолаев. М., Детство-пресс, 2020.
  4. Меттик С. Русское народное творчество для дошкольников / МААМ. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ruskoe-narodnoe-tvorchestvo-dlja-doshkolnikov.html 
  5. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 234 с.
  6. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: учеб-метод. пособие / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 234 с.
  7. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009. 167 с.