Косухина Ирина Викторовна
Косинова Анастасия Павловна
Котарева Наталья Ивановна
Методист, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область
Педагог-организатор, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область
Методист, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Косухина И.В., Косинова А.П., Котарева Н.И. К выбору педагогической профессии через проектную деятельность // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1368929
Формирование интереса к педагогической профессии – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и лиц, его окружающих, процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, ее позицией и ролью в деятельности коллектива.
Важнейшим условием формирования у учащихся устойчивого интереса к труду учителя является их подготовленность, которая включает в себя: вооруженность школьников знаниями о значении, характере и особенностях педагогического труда, первоначальными сведениями из области педагогики и психологии и умениями оперировать этими знаниями; умение планировать и добывать знания; сформированность установки на принятие психолого-педагогической информации и готовность к общественно полезной деятельности, имеющей профессионально-педагогический характер [1, с. 28-33].
Необходимые педагогические условия, способствующие формированию у учащихся устойчивого интереса к труду учителя и осознанной потребности в выборе ими профессионально-педагогической деятельности, можно разделить на группы:
В первую группу входят условия социально-педагогического характера: включение в работу семьи, педагогических вузов общественности разработка системы их совместной деятельности со школой по ориентации учащихся на профессию учителя; формирование позитивного, общественного мнения в отношении старшеклассниками учительской профессии.
Ко второй группе относятся условия педагогического характера: оптимизация совместной деятельности школы, педагогических заведений общественности по ориентации учащихся на профессию учителя на основе системного подхода; организация взаимосвязи на основе строгого распределения функций структурных элементов системы; перманентность совместной деятельности школы, семьи и общественности по формированию у учащихся устойчивого интереса к труду учителя; вовлечение учащихся в общественно-педагогическую деятельность, направленную на усвоение ими элементов учительского мастерства; осуществление единства педагогических требований школы, семьи, педагогических учебных заведений к учащимся.
Третью группу составляют психолого-педагогические условия: формирование у старшеклассников общественно значимых мотивов выбора профессии учителя; развитие личностных качеств школьников, непосредственно или опосредованно связанных с их будущей педагогической деятельностью [3, с. 24-26].
Формирование ключевых компетенций учащихся является также актуальной задачей современного образования.
Задача формирования у учащихся необходимых компетенций, имеющих значение не только для избранной ими профессии, но и обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социальной и профессиональной сфере, становится наиболее актуальной для современной школы.
Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Необходимо, чтобы молодые люди развили ключевые компетенции до уровня, позволяющего им быть готовыми к взрослой жизни и создающего базу для дальнейшего обучения и труда.
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени могли работать самостоятельно и учиться планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Одной из таких технологий является метод проектов.
Социальный проект максимально эффективно развивает навыки «разумного социального» поведения в сообществе, закрепляет навыки командной работы и совершенствует полезные социальные навыки и умения. Так как цель социального проектирования – это привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательных качественных изменений, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных творчески и с энтузиазмом эффективно работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности [2, с. 94-104].
Актуальна эта проблема и для нашего региона.
В Старооскольском городском округе к настоящему времени сложилась определенная система отбора и подготовки педагогических кадров. Необычайно ответственным звеном этой системы выступает допрофессиональная педагогическая подготовка, решающая задачи поиска и подготовки педагогическими вузами «своих» абитуриентов, адаптации старшеклассников к новым условиям обучения.
Допрофессиональная педагогическая подготовка представлена различными формами ее организации, как на базе учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования (подготовительные курсы, факультеты довузовской подготовки, репетиторство), так и на базе общеобразовательных школ (факультативы, профильные педагогические классы, классы с углубленным изучением предметов, гимназические и лицейские классы).
Одним из путей практического решения формирования компетенций старшеклассников, мотивированных на педагогическую профессию, в Старооскольском городском округе является реализации программы допрофессиональной подготовки обучающихся 10 классов «Путь к профессии», разработанная в рамках проекта «Школа будущего педагога».
Каким образом происходит формирование данных компетенций у учащихся? Прежде всего, данная программа знакомит учащихся с системой, методами и приемами ведения образовательной деятельности и дает им практические навыки ведения урочной и внеурочной деятельности.
Основной задачей при организации каждого этапа программы является обеспечение равных условий для всех участников. Прежде всего, необходимо обеспечить равную теоретическую подготовку всех участников, в одинаковой мере вооружив их необходимым минимумом знаний. Для этого на всех этапах старшеклассникам предлагаются консультации и специальные занятия, цель которых – формирование активной и ответственной позиции подростков при выборе профессии. Помимо чтения лекций проводятся практические занятия с использованием оригинальных методик, конкурсы, которые помогают формированию у подростков целенаправленного и осознанного выбора профессии, росту ответственности и организованности школьников.
Актуальность программы состоит в формировании и воспитании жизненного, социального и профессионального самоопределения выпускников, уважения к педагогическому труду.
Реализация программы осуществляется посредством конкретных мероприятий по организационному, программно-методическому и информационному обеспечению.
Каждый этап предусматривает конкретную деятельность учащихся 10 классов по формированию компетентностей педагогической профессии в определенные сроки. Проведение диагностики, лекций, семинаров, дискуссий, дебатов, практикумов, консультаций, социального проектирования, КТД, обучающих игр помогают старшеклассникам сформировать компетентности, позволяющие применять полученные знания на практике при проведении уроков и работе вожатыми в пришкольных лагерях во время летних каникул.
Результатом участия обучающихся в проекте «Школа будущего педагога» является формирование ключевых компетенций: учебно-познавательных, общекультурных, компетенций, ценностно-смысловых, коммуникативных, информационных социально-трудовых.
Работа по реализации программы «Путь к профессии» ведется в Старооскольском городском округе с 2016 года. В проекте «Школа будущего педагога» приняли участие 243 учащихся общеобразовательных учреждений Старооскольского округа, 126 из них по окончании школы выбрали профессию учителя.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что компетенции старшеклассников, ориентированных на педагогическую профессию, сформированные при реализации проекта «Школа будущего педагога», нашли практическое применение при самоопределении учащихся и выборе будущей профессии.
Литература: