Казакова Анастасия Васильевна
Воспитатель, МБДОУ № 122, г. Иркутск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Казакова А.В. Авторитет родителей как одно из условий правильного семейного воспитания // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1349171
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и, значит, и историю мира»
А. С. Макаренко
Для успешного воспитания ребенка родители должны иметь авторитет в его глазах; без этого воспитание невозможно.
На чем же основан родительский авторитет?
Действительный авторитет основывается на родительской гражданской деятельности, на родительском гражданском чувстве, на родительском знании жизни ребенка, на родительской помощи ему и на родительской ответственности за его воспитание.
Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием – все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.
Очень значимым в становлении авторитета родителей является то, как относятся к ним окружающие люди – уважают или осуждают их поведение. Дети гордятся, если их родители пользуются общественным признанием.
Восторженно отзываясь о хороших поступках и делах, дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение образцом для подражания.
Авторитет (нем. Autorität, от лат. Auctoritas – «власть, влияние»):
Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.
В основе отношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. «Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого», – писал Ф. Э. Дзержинский. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований, «Хочу», «Дай», «Купи», открытое любование им, демонстрация его едва намечающихся способностей – все это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю.
Такая любовь к ребенку называется слепой. А.С. Макаренко характеризовал такое отношение родителей к ребенку «лошадиной дозой любви».
Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость, и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребенка и особенности возраста.
Правильно относиться к ребенку – это значит уважать в нем человека, пусть пока еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.
К сожалению, встречаются родители, которые стремятся создать авторитет на ложных основаниях. Есть много сортов такого ложного авторитета:
Авторитет необходим в семье. Действительный авторитет основывается на нашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание. Строгость в воспитании предполагает сочетание высокой родительской требовательности с уважением к ребёнку как к развивающейся личности.
Причину появления у ребёнка своеволия, непослушания В.А. Сухомлинский видел «… в неумении родителей пользоваться родительской властью; в том, что принуждение осознаётся и переживается ребёнком как злая сила, подавляющая его волю. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого ребёнка, и с тончайшим своим инструментом – родительской властью – надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать этого ещё не твёрдого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдёт самое тревожное, что может произойти в душе ребёнка. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. Помните, что Ваш сын, Ваша дочь – такой же человек, как и вы».
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.