Авторитет родителей как одно из условий правильного семейного воспитания

Казакова Анастасия Васильевна

Воспитатель, МБДОУ № 122, г. Иркутск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Казакова А.В. Авторитет родителей как одно из условий правильного семейного воспитания // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1349171


 

«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и, значит, и историю мира»

А. С. Макаренко

 

Для успешного воспитания ребенка родители должны иметь авторитет в его глазах; без этого воспитание невозможно.

На чем же основан родительский авторитет? 

Действительный авторитет основывается на родительской гражданской деятельности, на родительском гражданском чувстве, на родительском знании жизни ребенка, на родительской помощи ему и на родительской ответственности за его воспитание. 

Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием – все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.

Очень значимым в становлении авторитета родителей является то, как относятся к ним окружающие люди – уважают или осуждают их поведение. Дети гордятся, если их родители пользуются общественным признанием. 

Восторженно отзываясь о хороших поступках и делах, дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение образцом для подражания.

Авторитет (нем. Autorität, от лат. Auctoritas «власть, влияние»):

  • в общем смысле – значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; 
  • в узком влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. 

Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.

В основе отношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. «Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого», – писал Ф. Э. Дзержинский. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований, «Хочу», «Дай», «Купи», открытое любование им, демонстрация его едва намечающихся способностей – все это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. 

Такая любовь к ребенку называется слепой. А.С. Макаренко характеризовал такое отношение родителей к ребенку «лошадиной дозой любви».

Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость, и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребенка и особенности возраста.

Правильно относиться к ребенку – это значит уважать в нем человека, пусть пока еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.

К сожалению, встречаются родители, которые стремятся создать авторитет на ложных основаниях. Есть много сортов такого ложного авторитета:

  • Авторитет резонерства. Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье мало радости и улыбок. 
  • Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям родительскую любовь. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Ребенок все должен делать из любви к родителям. Здесь вырастает семейный эгоизм; дети начинают замечать, что папу и маму можно как угодно обмануть (можно даже запугать). Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов.
  • Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль. Они боятся всяких конфликтов. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями.
  • Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родитель остаются старшими членами семейного коллектива, а дети – воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Нет взаимного уважения.
  • Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями. Ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям.

Авторитет необходим в семье. Действительный авторитет основывается на нашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание. Строгость в воспитании предполагает сочетание высокой родительской требовательности с уважением к ребёнку как к развивающейся личности. 

Причину появления у ребёнка своеволия, непослушания В.А. Сухомлинский видел «… в неумении родителей пользоваться родительской властью; в том, что принуждение осознаётся и переживается ребёнком как злая сила, подавляющая его волю. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого ребёнка, и с тончайшим своим инструментом – родительской властью – надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать этого ещё не твёрдого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдёт самое тревожное, что может произойти в душе ребёнка. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. Помните, что Ваш сын, Ваша дочь – такой же человек, как и вы».

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.