Нетрадиционные художественные техники как средство ознакомления с народным творчеством: мастер-класс

Родина Ирина Александровна

Воспитатель, МАДОУ "Умка", г. Ноябрьск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Родина И.А. Нетрадиционные художественные техники как средство ознакомления с народным творчеством: мастер-класс // Совушка. 2022. N2 (28). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/28/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1341764


 

Цель мастер-класса:

  • разобраться с понятием «нетрадиционные художественные техники»;
  • выявить эффективность использования нетрадиционных художественных техник в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста на уровень ознакомления с народным творчеством;
  • создать условия для профессионального совершенствования педагогов;
  • формировать умения и навыки работы в нетрадиционной технике;
  • привлечь коллег в увлекательный мир народного творчества, продемонстрировать опыт работы;
  • познакомить с техниками: батик по ткани, граттаж, кинусайга или пэчворк без иглы 

 

Содержание мастер-класса

Уважаемые коллеги, приветствую вас в художественной мастерской.

 

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

 

Одной из тех форм и типов культуры, которые хранят и передают нам социальный опыт предыдущих поколений, является народная культура. Характерные черты народной культуры сложились еще в далеком прошлом, а сейчас мы наблюдаем их в самых разных проявлениях, в том числе и в произведениях народной культуры. Народное творчествоэто важнейший способ выражения сущности народной культуры. Оно представляет собой совокупность произведений, то есть результатов художественной деятельности народа. Иными словами, народное творчество можно назвать искусством, которое создано народом и для народа. В каждом регионе, районе, стране народное творчество имеет свой почерк, оригинальные формы и краски. 

Сегодня я познакомлю вас с нетрадиционными художественными техниками: батик по ткани, граттаж, кинусайга или пэчворк без иглы, которые вы сможете использовать в своей работе, в частности, при ознакомлении с народной культурой.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родинузадача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изобразительная деятельность в современных исследованиях трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Основным условием эффективного использования разнообразных изобразительных техник в работе с детьми выступает знания педагога по данному вопросу. Педагог с высокими знаниями в вопросе использования разнообразных техник творчества должен быть компетентным в следующих аспектах: 

  • знания возрастных особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста; 
  • знания специфики использования нетрадиционных изобразительных техник в работе с детьми; 
  • самостоятельного практического опыта работы в той или иной изобразительной технике, перед внедрением ее в практику.

Первый вид нетрадиционной техники, которым я хочу вас познакомить - граттаж (от фр. gratterскрести, царапать)способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техникивоскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых или цветных линий рисунка и чёрного фона. 

Следующий вид нетрадиционной техникибатик. Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы, выполненные в этой технике, очень красивы и эффектны. Для упрощения процесса, я использовала специальный контур. Дети 4-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ, конечно, лучше выбрать попроще. Закрепляем ткань в рамке, в данном случае это пеноплекс, наносим желаемый рисунок. Обводим его с помощью контура, который не даст краске выйти за пределы рисунка. Важно чтобы контур хорошо проникал в ткань и линии были замкнутыми. 

Начинаем роспись. Работать кистью нужно, немного отступив от линии контура, чтобы краска, растекаясь не прошла за его пределы. Можно предварительно смочить чистой водой участок, с которым будете работать. Это дает более эффектное размытие красок.

Ну и третий вид нетрадиционной техникиэто кинусайга. По названию несложно догадаться, что техника кинусайга пришла к нам с Востока. Как и все японские виды творчества, кинусайга поражает оригинальностью, яркостью и множеством идей, которые можно воплотить, используя несложные приемы. В основе технологии лежит аппликация. Для того, чтобы сотворить собственный в технике пэчворк без иголки, вам нужно будет приобрести лист пенопласта, подготовить кусочки ткани, простой карандаш, линейку, скальпель, металлическую лопаточку, один конец у которой обязательно должен быть тупым. Сначала необходимо выбрать рисунок, который будет наноситься на основу. Для первого раза рекомендуется остановиться на чем-нибудь не очень сложном. Затем, используя лист копировальной бумаги, нужно перевести выбранный эскиз на кусок пенопласта. С помощью макетного ножа вырезать бороздки в куске пенопласта. Теперь следует вставить края вырезанных лоскутков в прорези (канавки) пенопласта, заправляя их. В результате сочетания кусочков разного цвета и формы вырисовывается оригинальный сюжет или узор. Полученную картину можно вставить в рамку, а можно для обрамления использовать ткань. Тут все зависит от вкуса и фантазии умельца.

Продолжите фразу – «Нетрадиционные художественные техники для меня…»

- креативна, оригинальна, не однообразна, изящна, продуктивна и способствует развитию мелкой моторики руки.

Продолжите фразу – «Значение нетрадиционных художественных приёмов в ознакомление с народным творчеством…»

- искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Продолжите фразу – «Приобретенные сегодня умения позволят мне…»

- использовать технологию в работе с детьми, продолжить своё обучение данной технологии, развить свой творческий потенциал.

Я хочу пожелать вам. Дерзайте, повышайте своё мастерство и помните: «Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение» Джордж Бернард Шоу.