Тараскина Кристина Сергеевна
Воспитатель, МАДОУ ЦРР № 83, г. Томск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Тараскина К.С. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 20.06.2025).
Заказ № 1338795
Овладение родным языком является одним из главных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Потому как общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Дошкольный возраст неспроста считается главным периодом в развитии личности, так как именно в этом возрасте закладываются основы личности, формируется социальная компетентность и т.д. Все важные качества формируются не только в процессе занятий, но и в ведущей деятельности дошкольников – игре. В процессе игры ребенок легко усваивает и воспринимает материал.
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых норм, а также применение их на практике, то есть умение пользоваться языковым материалом и самостоятельно составлять связный текст.
Известные исследователи, такие как, Л.С. Выготский, А.И. Сорокина, В.И. Селиверстов, Д.Б. Эльконин и др. подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников.
Л.С. Выготский писал, что «игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития» [1, с. 62].
Работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста должна обязательно проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако не всегда ей уделяется должное внимание, именно поэтому эта тема будет всегда актуальной.
Основная задача педагога в дошкольном учреждении заключается в создании всех условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир, мир взрослых и сверстников. Развивающий эффект обучения будет зависеть от того, насколько педагогу удастся переделать образовательную программу под каждого ребёнка, то есть ориентировать не только на возрастные, но ещё и на индивидуальные особенности каждого ребёнка.
В ходе занятий с детьми по развитию связной речи педагогу важно учитывать, что связность определяется как формальная организация элементов в структуре текста. Прежде чем стремиться получить от детей определенного высказывания, нужно дать им возможность представить эту ситуацию в игровой деятельности.
М.Р. Львов в своих трудах отмечает, что «связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» [2, с. 72].
Общение ребёнка со сверстниками также проходит в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают договариваться между собой, отстаивать свою точку зрения, учитывать желания и действия другого ребёнка. Именно поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот важный для них период.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей формируется активная речь, которая и становится средством общения. Речь становится особым видом произносительной деятельности, а значит, к ней формируется сознательное отношение. К тому же, для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать неким требованиям современной школы. Именно поэтому развитие связной речи – одна из главных задач, которую ставит перед собой дошкольное образование.
Среди различных игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Так как эти игры в первую очередь направлены на умственное развитие ребенка. Именно дидактическая игра считается основным средством сенсорного воспитания для детей дошкольного возраста.
По мнению А.И. Сорокиной «дидактическая игра – это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей» [3, с. 64 ].
Воспитатель, участвуя в игре, помогает установить детям партнёрские отношения и сделать содержание игры понятным для каждого ребёнка. При этом, важно помнить, что объяснения взрослого, в силу его авторитета воспринимаются детьми как абсолютно верные. Постепенно дети начинают понимать преимущество роли ведущего, который в свою очередь имеет право на особую активность. И тогда, по мере овладения игры роль ведущего можно передавать детям, а воспитатель принимает роль играющего или наблюдателя. Наблюдение за игрой даёт педагогу много возможностей, например, педагог может получать информацию о социальной активности детей, коммуникативности и даже о индивидуальных особенностях воспитанников. К тому же, воспитатель, наблюдая за игрой может изучить потребности и интересы детей, которые можно учитывать в дальнейших играх или занятиях. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
При выборе дидактической игры педагогу необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися у них знаниями.
При работе с дошкольниками мы увидели следующие речевые проблемы: дети не умеют правильно выстраивать диалоги и составлять предложения, а также не могут последовательно излагать свои мысли. Для устранения данной проблемы было необходимо чётко спланировать работу с детьми, и самое важное – правильно подобрать дидактические игры, способствующие развитию связной речи.
Так, к примеру, на занятиях по развитию речи на материале дидактических игр, таких как, «Шоферы», «Что нужно врачу», «На чем люди ездят», «Опиши и назови», «Что лишнее», «Правила движения» и т.д., развивается умение связно и последовательно пересказывать сказку или рассказ, давать характеристику персонажам, самостоятельно описывая или придумывая события, связанные с собственным опытом, и к тому же ребёнок в старшем дошкольном возрасте способен объяснять переживаемое своим сверстникам.
Приведём примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития лексической стороны речи (формирования словаря): «Фрукты – овощи», «Кто лучше скажет» и другие.
Большой плюс дидактических игр состоит в том, что использовать их могут не только воспитатели в процессе обучения детей, но и родители. К примеру, воспитатели могут знакомить родителей с дидактическими играми на консультациях или собраниях и посоветовать использовать эти игры и в домашнем обучении. К тому же, в современных семьях все дидактические игры, которые используют родители в основном являются покупными, а значит педагог может предложить родителям совместно с детьми создать дидактические игры своими руками.
Таким образом, благодаря дидактическим играм у воспитанников обогащается активный словарь, происходит развитие звуковой и интонационной культуры речи, а также, идёт процесс формирования звуковой активности как предпосылки к обучению грамоте.
Литература: