Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Тараскина Кристина Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ ЦРР № 83, г. Томск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тараскина К.С. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 20.06.2025).

Заказ № 1338795


 

Овладение родным языком является одним из главных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Потому как общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Дошкольный возраст неспроста считается главным периодом в развитии личности, так как именно в этом возрасте закладываются основы личности, формируется социальная компетентность и т.д. Все важные качества формируются не только в процессе занятий, но и в ведущей деятельности дошкольников игре. В процессе игры ребенок легко усваивает и воспринимает материал. 

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых норм, а также применение их на практике, то есть умение пользоваться языковым материалом и самостоятельно составлять связный текст.

Известные исследователи, такие как, Л.С. Выготский, А.И. Сорокина, В.И. Селиверстов, Д.Б. Эльконин и др. подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников.

Л.С. Выготский писал, что «игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития» [1, с. 62].

Работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста должна обязательно проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако не всегда ей уделяется должное внимание, именно поэтому эта тема будет всегда актуальной.

Основная задача педагога в дошкольном учреждении заключается в создании всех условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир, мир взрослых и сверстников. Развивающий эффект обучения будет зависеть от того, насколько педагогу удастся переделать образовательную программу под каждого ребёнка, то есть ориентировать не только на возрастные, но ещё и на индивидуальные особенности каждого ребёнка.

В ходе занятий с детьми по развитию связной речи педагогу важно учитывать, что связность определяется как формальная организация элементов в структуре текста. Прежде чем стремиться получить от детей определенного высказывания, нужно дать им возможность представить эту ситуацию в игровой деятельности.

М.Р. Львов в своих трудах отмечает, что «связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» [2, с. 72].

Общение ребёнка со сверстниками также проходит в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают договариваться между собой, отстаивать свою точку зрения, учитывать желания и действия другого ребёнка. Именно поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот важный для них период. 

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей формируется активная речь, которая и становится средством общения. Речь становится особым видом произносительной деятельности, а значит, к ней формируется сознательное отношение. К тому же, для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать неким требованиям современной школы. Именно поэтому развитие связной речи одна из главных задач, которую ставит перед собой дошкольное образование.

Среди различных игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Так как эти игры в первую очередь направлены на умственное развитие ребенка. Именно дидактическая игра считается основным средством сенсорного воспитания для детей дошкольного возраста.

По мнению А.И. Сорокиной «дидактическая игра это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей» [3, с. 64 ].

Воспитатель, участвуя в игре, помогает установить детям партнёрские отношения и сделать содержание игры понятным для каждого ребёнка. При этом, важно помнить, что объяснения взрослого, в силу его авторитета воспринимаются детьми как абсолютно верные. Постепенно дети начинают понимать преимущество роли ведущего, который в свою очередь имеет право на особую активность. И тогда, по мере овладения игры роль ведущего можно передавать детям, а воспитатель принимает роль играющего или наблюдателя. Наблюдение за игрой даёт педагогу много возможностей, например, педагог может получать информацию о социальной активности детей, коммуникативности и даже о индивидуальных особенностях воспитанников. К тому же, воспитатель, наблюдая за игрой может изучить потребности и интересы детей, которые можно учитывать в дальнейших играх или занятиях. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

При выборе дидактической игры педагогу необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися у них знаниями.

При работе с дошкольниками мы увидели следующие речевые проблемы: дети не умеют правильно выстраивать диалоги и составлять предложения, а также не могут последовательно излагать свои мысли. Для устранения данной проблемы было необходимо чётко спланировать работу с детьми, и самое важное – правильно подобрать дидактические игры, способствующие развитию связной речи. 

Так, к примеру, на занятиях по развитию речи на материале дидактических игр, таких как, «Шоферы», «Что нужно врачу», «На чем люди ездят», «Опиши и назови», «Что лишнее», «Правила движения» и т.д., развивается умение связно и последовательно пересказывать сказку или рассказ, давать характеристику персонажам, самостоятельно описывая или придумывая события, связанные с собственным опытом, и к тому же ребёнок в старшем дошкольном возрасте способен объяснять переживаемое своим сверстникам.

Приведём примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития лексической стороны речи (формирования словаря): «Фрукты – овощи», «Кто лучше скажет» и другие.

Большой плюс дидактических игр состоит в том, что использовать их могут не только воспитатели в процессе обучения детей, но и родители. К примеру, воспитатели могут знакомить родителей с дидактическими играми на консультациях или собраниях и посоветовать использовать эти игры и в домашнем обучении. К тому же, в современных семьях все дидактические игры, которые используют родители в основном являются покупными, а значит педагог может предложить родителям совместно с детьми создать дидактические игры своими руками.

Таким образом, благодаря дидактическим играм у воспитанников обогащается активный словарь, происходит развитие звуковой и интонационной культуры речи, а также, идёт процесс формирования звуковой активности как предпосылки к обучению грамоте.

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2006. 6. С. 62-76.
  2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985, С. 72.
  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 96 с.