Фольклор в жизни ребенка

Ненашева Ольга Васильевна

Методист, МБУДО "Центр детского творчества", г. Железногорск, Курская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ненашева О.В. Фольклор в жизни ребенка // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1338003


 

Аннотация. В статье рассматриваются фольклорные произведения, предназначенные для детей, играющие огромную роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. Раскрываются жанры детского фольклора, связанные с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: детский фольклор, функции, классификация, жанры.

 

По словам Г.С. Виноградова «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».

Детский фольклор – это специфическая область устного творчества, которая, в отличие от взрослого, имеет свою поэтику, форму существования и носителя. Отличительной особенностью детского фольклора является соотнесение художественного текста с игрой. 

В начале 20 века ученые ввели термин «детский фольклор». Первое внимание детскому фольклору уделил известный педагог К.Д. Ушинский. С тех пор систематически собирались детские народные произведения. Детский фольклор является частью народной педагогики, потому что его жанр интуитивно основан на физических и психических особенностях детей разных возрастных групп (младенцев, детей, подростков). Народная педагогика – древнее, сложное и развивающееся явление, не утратившее своей актуальности. Детский фольклор донес до нас следы мировоззрения о росте и развитии детей в разные эпохи.

Детский фольклор многофункционален. Он сочетает в себе различные функции: утилитарно-практическую, познавательную, образовательную, мнемоническую, эстетическую. Детские фольклорные произведения можно классифицировать в соответствии с их функцией, происхождением и способом существования, формой искусства и способом исполнения.

Существуют различные способы и методы распространения традиционного детского фольклора: сознательно от взрослых к детям, спонтанно от взрослых, сверстников или детей старшего возраста. Поэтому детские фольклорные произведения делятся на материнский, когда они исполняются для детей, и собственно детский, который исполняется самими детьми. Граница между ними очень неустойчива, потому что с 3 до 4 лет дети уже могут повторять за взрослыми.

Наиболее распространенной классификацией является М.Н. Мельникова, в которую включены открытия Г.С. Виноградова, но с учетом принципа возрастной градации детей О.И. Капицы: 

  1. Поэзия пестования (материнская поэзия). 
  2. Бытовой фольклор. 
  3. Потешный фольклор. 
  4. Игровой фольклор. 

Иногда к детскому фольклору относят пословицы, поговорки, загадки, но это жанры классического фольклора.

Поэзия пестования (материнская поэзия) – этот жанр относится к творчеству взрослых по отношению к детям, которое связано с воспитанием, заботой и уходом. Выделяются следующие жанры пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки.

1. Колыбельные песни предназначены для выражения нежности и любви к детям, чтобы усыпить их. Исполняются спокойно и монотонно, сопровождаю покачиванием колыбели. Колыбельная имеет композицию: Баю-баю, далее в сюжетной части упоминается имя ребенка, и концовка логически завершает песню. Традиционные колыбельные обычно делятся на 2 группы: повествовательные (о самом ребёнке, о предметах, животных, птица) и императивные (выражено пожелание (здоровья и т.д.))

2. Пестушки, потешки, поскакушки. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) короткое песнопение нянюшек и матерей, потому что они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в начале жизни (до года). Анализ текста пестушки позволяет выделить его основные характеристики: динамичный, смешной и юмористический материал, связанный с различными движениями детей: протягиванием рук, первыми шагами, движением, беганием: «Большие ноги/Пошли по дороге: / Топ, топ, топ,/Топ. Топ, топ. / Маленькие ножки / Побежали по дорожке». Важную роль, как и в колыбельной, играет ритм. Здесь он весел и жизнерадостен, иногда от спокойного до жизнерадостного.

Потешки – песни или стишки, побуждающие ребенка к действию в игровой форме, выполняя массаж, физические упражнения и стимулируя двигательные рефлексы. В этом виде детского фольклора есть мотивация разыгрывать сюжет с помощью пальцев, рук и мимики: «Ладушки, Сорока-ворона». Детские стишки помогают прививать детям гигиену, порядок, развивать мелкую моторику и навыки эмоциональной сферы.

Поскакушки связаны с прыжками на коленях у матери (взрослых).

3. Прибаутки, докучные сказки. Прибаутка – это короткая история, похожая на сказку, рассказанную матерью своему ребенку.

Докучные сказки – это сказка, в которой часто повторяются одни и те же фрагменты текста. В некоторых из них рассказчик задает вопрос, а зрители должны дать ответ, который, в свою очередь, используется для повторения сказки: "«не начать ли сказочку с начала» Сюжет такой сказки не развит. Проблема связи вызовет только замешательство и недоумение у слушателя, но в тоже время привлекает детей тем, что имеет сказочное начало: «Жил-был царь…», «В некотором царстве, в некотором государстве...». Сказочное начало, столь заинтересовавшее маленькую аудиторию, всегда нарушается безобидными насмешками. Эти сказки популярны и в наши дни – «У попа была собака…», «Жили-были два гуся…» и др.

Бытовой фольклор: 

  1. детские народные песни, заклички и приговорки;
  2. прозвища и дразнилки;
  3. детские сказки и страшилки.

1. Детские народные песни различаются по содержанию, композиции, музыкальной структуре и характеру исполнения. М.Н.Мельников разделил детские песни на четыре группы: 1) диалогические, 2) кумулятивные, 3) песни с припевом, 4) песни-передуги.

Диалогические песни построены в форме вопросов и ответов или поочередного воспроизведения: «- Коза, коза,/- Лубяные глаза./- Где ты была?/- Коней стерегла./- А где кони?/- Они в лес ушли/- А где лес?/- Огнем сгорел…» и т.д. Популярность этих песен обусловлена тем, что прямая речь ближе и понятнее детям с ограниченным словарным запасом, а их действия разворачиваются стремительно быстро. 

Кумулятивные песни – это простые сказки в стихах. Главной особенностью является постепенное или медленное развитие и повторение сюжета.

Песни с припевом неоднородны. Иногда значение припева связано с текстом песни: «Я поставлю кисель, / Дурен, дурен, мои кисель, / На вчерашней, на воде: / Дурен, дурен, не хорош», таким образом припев является лейтмотивом песни. Однако распространен был припев, дающий музыкально-словесную орнаментовку повторением последнего слова строфы полностью или частично: «Рубить, казнить, комара, / Комара, мара, мара…/ Рубить, казнить, комара, / Комара, Комара».

Песенки-передуги – имеет связный сюжет или дает образные описания картин. В нем наиболее полно проявляются элементы иронии и юмора. Все передуги характеризуются четким ритмом, высоким рифмой и богатой аллитерацией: «Ти-та-та, ти-та-та,/Пожалуйте, решета./Мучки насейте –/ Пирожки затейте,/Пирожки на дрожжах,/Не удержишь на вожжах:/Положили гущи,/Они еще пуще,/Поставили на чело –/Не осталось ни чего». Большинство песенок-передугов заимствованы из взрослого фольклора, а дети лишь наполняют их звучными и близкими детскому вкусу словосочетаний.

Закличка – небольшая песенка или стихотворное обращение к явлениям природы (солнце, дождь), исполняемая хором и на распев. Аналогичный жанр существовал во взрослой среде и носил магический характер. Остатки магии сохранились в логической задаче и представляют собой некоторый договор с силами природы. Приговорки – обращения к живым существам (подражанию пению птицы или голосу животного), произносимое каждым ребёнком по одиночке. 

2. Прозвища и дразнилки. Прозвище – это своего рода имя, которое является дополнительным именем, данным человеку окружающими его людьми на основе его характеристик или рода занятий, обстоятельств, сопровождающих его жизнь, или по какой-либо аналогии. Дразнилки – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, «Рыжий, красный – человек опасный!», или просто привязанное к имени ребёнка, «"Лиза-подлиза». По словам В.Г.Виноградова между дразнилками и прозвищами существенной разницы нет. 

3. Детские сказки, страшилки. О.И.Капица относила к детским «те сказки, которые рассказываются взрослыми детям, которые усваиваются детьми и которые они уже сами передают друг другу». В детских сказках можно выделить три группы произведений: 

  1. сказки взрослых для детей;
  2. ассимилированные детьми сказки взрослых;
  3. сказочные импровизации детей. 

В основе первой группе сказок лежит труд («Репка»), род, что к какому бы роду ни принадлежат, они должны жить с ними в мире («Теремок», «Заячья избушка»). Слова старших несут в себе народную мудрость, послушание, чтобы спасти детей от многих бед «Коза и козлята», не оставлять слабого в беде, нужно быть храбрыми и честными «Лиса, заяц и петух». Эти сказки составляют основу жанра детской сказки. 

Вторая группа сказок состоит из произведений, записанных детьми-сказочниками. Эти работы редко записываются и публикуются собирателями.

Третья группа представлена сказками-импровизациями, созданными детьми под сильным впечатлением от увиденного или услышанного.

Все сказки содержат правила общения и правила вежливого обращения, обращения с просьбами и уважительно отношения к старшим: «здравствуй, кумушка…», «ты бы меня прежде накормила, напоила…».

Страшилки – условно-реалистические или фантастические страшные истории, основанные сказках и быличках. Страшные истории рассказывают дети всех возрастов, наиболее характерные - от 8 до 12 лет. Они используют мотивы смерти, мертвых, призраков и т.д. Жанр страшных вызывалок оригинален: «Как вызвать бабу ягу». Их цель – преодолеть страх. Система образов страшилок делится на: главного героя, его помощника(ов) и противника(ов). В страшилках фантастика – злая. 

 

Потешный фольклор – это:

  1. словесные игры;
  2. молчанки;
  3. поддевки;
  4. сечки;
  5. небылицы, загадки, скороговорки.

Отличие словесных игр от других заключается в том, что в них нет действий. Все интересы выражаются в действиях. Среди них есть отголоски древних ритуальных игр. В игре дети изображают семейную жизнь и трудовые занятия в деревне. Словесные игры сохранились до наших дней: «Испорченный телефон», «Садовник».

Молчанка – это короткое стихотворение для игры. Один из детей читает текст комического содержания и одновременно старался рассмешить участников или задеть, чтобы кто-то засмеялся и заговорил. Тексты молчанок обычно небольшие по объему, содержат условия и правила поведения игроков: «Чок, чок, /Зубы на крючок, /Кто заговорит, /Тому щелчок».

Поддевка - более лаконичная форма насмешки, по сравнению с дразнилкой, и представляет собой диалог, где следует ожидать быть поддетым (пойманным) на слове: «- Скажи: подушка! /- Подушка.- Ты скользкая лягушка». Поддевки отличаются краткостью и четкостью и не утратил своей актуальности и в наше время.

Сечки представляют собой стишки, сопровождаемые ударами по дереву каким-либо твердым или острым предметом. На дереве остаются зарубки – сечки. В текстах сечек содержится зашифрованный счет. Они связаны с процессом обучения счёту.

Скороговорки – словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. Играя в скороговорки? дети развивают органы артикуляции.

Небылицы-перевертыши, загадки. Небылицы-перевертыши – песня или рифма, которая создает комические ситуации, смешивая реальные предметы и их свойства. Если ребенок смеется, значит, он это понимает: «Где это видано / Где это слыхано / Чтоб курочка бычка родила». Перевертыши развивают у детей чувство юмора и имеют большую образовательную ценность - умение слушать, наблюдать и сравнивать; навыки - речь, тренировка памяти, словарный запас.

«Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки», как писал В.И. Даль. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации: «Висит груша - нельзя скушать». 

Игровой фольклор. Игра занимает особое место в жизни детей и берет свое начало в ранний колыбельный период. Сначала это выражение физиологических потребностей и импульсов, но со временем оно приобретает социальные характеристики и становится основным занятием ребенка. Основа детских игр унаследована от взрослых. и отражают национальные особенности, повседневный образ жизни и общественную жизнь людей.

Жеребьёвка определяет деление играющих на команды. Ее роль состоит в том, чтобы навести порядок в игре. Это краткие, иногда рифмованные произведения, обращенные к лидерам групп. 

Считалка – небольшой стихотворный текст практического характера, предназначенный для случайного выбора (обычно одного) участника из многих. При этом нужно прикасаться к каждому участнику. В их основе – счёт. 

Благодаря фольклору детям легче войти в мир, полнее ощутить очарование родной природы, впитывать мысли людей о красоте и нравственности, знакомиться с обычаями и ритуалами - проще говоря, без этих вещей невозможно сформировать полноценную и гармоничную личность. 

Литература:

  1. Гончарова Н.В. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-malih-form-folklora-v-razvitii-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-3741293.html.
  2. Детский русский фольклор: учебно-методическое пособие / авт.- сост. О.В. Слонь. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018. 54 с.