Кривопуцких Людмила Николаевна
Величко Ирина Алексеевна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 3", г. Курск
Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 3", г. Курск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кривопуцких Л.Н., Величко И.А. Путешествие в прошлое игрушки: конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет на формирование представлений о русской народной игрушке // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 03.05.2025).
Заказ № 1337089
Цель: формирование представлений о народной игрушке.
Задачи.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование и материалы: народные игрушки, сделанные из разных материалов (деревянные, глиняные, соломенные), гуашь, глиняные фигурки курочки.
Ход занятия
(Дети входят в группу и становятся полукругом на ковре).
Воспитатель. Все дети на земле во все времена любили играть в игрушки. Много ли у вас игрушек? Где ваши родители берут игрушки. (Покупают в магазине). А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Старинные игрушки мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Я приглашаю вас совершить маленькое путешествие в прошлое игрушки, чтобы узнать в какие игрушки играли дети в далёкие времена. Вы согласны?
Уважаемые гости, уважаемые дети, сегодня знаменательный день – вы присутствуете при открытии музея народной игрушки. Внимание, торжественный момент (звучит барабанная дробь, снимается занавес с полки с экспонатами). Ура! (звучат аплодисменты). Наш музей открыт. А сейчас мы познакомимся с экспонатами музея. Проходите, присаживайтесь на стульчики.
Первую игрушку, с которой я хочу познакомить вас поближе, вы назовёте сами, отгадав про неё загадку.
Рядом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети. Матрёшка!
Воспитатель. Верно! Это матрёшка! (демонстрация игрушки). Появилась эта игрушка очень давно и назвали её русским именем Матрёна. Это настоящая русская красавица в ярком платке, цветастом сарафане. Знаете ли вы, из какого материала сделана матрёшка?
Дети. Из дерева.
Воспитатель. Для изготовления матрёшек мастера используют древесину липы, берёзы. Эта игрушка с секретом. Что за секрет у матрешки?
Дети. В одной матрёшке спрятались другие маленькие матрёшки.
Воспитатель предлагает ребёнку открыть матрёшку, а сам в это время читает стихотворение.
Разломлю я пополам:
Интересно, что же там?
Там ещё одна матрёшка,
Улыбается, смеётся.
Хоть и жаль её ломать,
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся!
Воспитатель. Действительно, кукла с секретом. Сколько маленьких матрёшек спряталось внутри большой? У вас оказалась у каждого в руках матрёшка. Расскажите, какая она.
(Дети рассказывают об игрушке по вопросам воспитателя).
Вопросы детям:
Какая матрёшка? (красивая, нарядная, сарафаны расписные).
Чем отличаются друг от друга? (все матрёшки разного размера).
Чем похожи матрёшки? (Матрёшки весёлые. На голове у них платочки, одежда яркая, праздничная. Щечки у них румяные).
Воспитатель. Матрёшки – куклы весёлые, любят петь, плясать и играть. Они и вам предлагают поиграть.
Игра «Весёлая косыночка» Дети встают в хоровод, передают косынку по кругу по музыку. Когда музыка останавливается, дети обращаются к тому, у кого в руках окажется косынка:
Ты в кружочек выходи!
Нам матрёшку покажи!
(После игры воспитатель предлагает детям подойти к полочке с игрушками и посмотреть, есть ли ещё деревянные игрушки, рассказывает о них).
Воспитатель. Для совсем маленьких детей делали игрушку-погремушку. Вот такую (показ). Из березовой коры делали коробочку, наполняли её горохом, бобами, мелкими камушками. Погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали её к нему в колыбельку. Кукла-погремушка развлекала и оберегала малыша.
Развлекала детей интересная деревянная игрушка – курочки-стучалочки (показ игрушки).
(Садятся на стульчики).
Воспитатель. Для изготовления следующей куклы сначала собирали солому, затем её варили, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Как вы думаете, о какой кукле идёт речь?
Дети. О соломенной.
(Воспитатель предлагает ребенку найти эту куклу на полке).
Воспитатель. Соломенных кукол не продавали, а делали для себя сами, т.к. эта кукла приносила удачу. Это была любимая кукла деревенских детей. Ребята, как вы думаете, с соломенной куклой было интересно играть?
Ребенок. Не очень. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть.
Воспитатель: Но ей можно рассказать стихотворение, спеть колыбельную.
Споём кукле колыбельную. Дети в кругу, один в центре с куклой в руках, все поют.
Баю, баю, баю,
Куколку качаю.
Куколка устала,
Целый день играла.
Воспитатель. Пока куколка спит, мы с вами поиграем.
Музыкальная игра «Колпачок». Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют песню. В центре круга сидит ребёнок в колпачке – «Колпачок». На слова «На ноги поставили» дети подбегают к колпачку и ставят его на ноги, отходят назад, хлопая в ладоши. «Колпачок» выбирает себе пару и танцует с ним вместе.
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили,
Танцевать заставили!
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
(После игры дети садятся на стульчики).
Воспитатель. Поговорим ещё об одной игрушке. Послушайте стихотворение.
Мастер глину замесил,
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь –
До бела их все обжечь.
А потом он краски взял…
И игрушки расписал.
И теперь они все в ряд
Разноцветные стоят.
Воспитатель. О какой игрушке говорится в стихотворении?
Дети. О глиняной.
Воспитатель (демонстрируя игрушки). Из глины мастера лепили домашних животных: уток, коров, баранов, коз, барышень. Среди глиняных игрушек больше всего свистулек, которые своим весёлым звучанием отгоняли от ребёнка болезни и напасти (продемонстрировать звучание свистульки самому или предложить ребёнку).
Ах, игрушка- веселушка,
До чего ты хороша.
Ты, веселая свистушка,
Детвору ты развлекла.
Воспитатель. Игрушки из глины лепили везде, где встречалась глина, и называли по названию той деревни или города, в которой её делали. Глина - материал хрупкий и недолговечный, игрушки легко ломались и разбивались. Как вы думаете, удобно ли играть с глиняной игрушкой?
Дети. Нет
Воспитатель. Почему?
Дети. Глиняная игрушка тяжёлая, она не гнётся, одежду на неё не оденешь.
Воспитатель. Мы с вами на прошлой неделе лепили курочку из деревни Филимоново и теперь нам нужно расписать её. Приглашаю вас за столы, где есть всё необходимое для того, чтобы ваша глиняная заготовка превратилась в забавную игрушку или интересный подарок для ваших родных.
(Продуктивная деятельность).
Поставьте игрушки на поднос. Мы и из ваших игрушек сделаем выставку, покажем всем в саду, а потом вы их заберёте.
Воспитатель. Ребята, теперь вы знаете, какие игрушки были у детей в далёкие времена, из чего их делали. При создании игрушек люди вкладывали не только физический труд, но и душу. Скажите, какие игрушки вам нравятся больше: старинные или современные, которые есть у вас сейчас? Будем же играть с игрушками бережно и аккуратно.
Литература: