«Зимние фантазии» (по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению»): проект

Нуйкина Валентина Юрьевна

Воспитатель, МДОУ детский сад № 127 комбинированного вида, г. Саранск, Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Нуйкина В.Ю. «Зимние фантазии» (по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению»): проект // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1336495


 

Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы

Срок реализации: краткосрочный

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, экспериментальная деятельность; работа с родителями.

 

Во всестороннем развитии ребенка важное место занимает физическое воспитание. Длительное пребывание на свежем воздухе в любое время года чрезвычайно полезно и необходимо для укрепления здоровья дошкольников. Создание снежных построек обогащает зимнюю прогулку, помогает воспитателю рационально организовать время пребывания детей на свежем воздухе, создать условия для развития их самостоятельной игровой, художественно-творческой и познавательной деятельности, двигательной активности.

Актуальностью проекта является: создание условий для укрепления связи с семьями воспитанников группы, творческого подхода к формированию снежных построек на участке для проведения зимних прогулок.

 

Проблема: Дошкольный возраст – это возраст формирования личности, характера, именно в этом возрасте интенсивно расширяется кругозор ребенка, его интерес к окружающему миру. Во время прогулок дети не просто бесцельно бегают, как может показаться на первый взгляд. На прогулке педагог организует различные физические упражнения, подвижные и дидактические игры, наблюдения за природой, труд. Происходит непосредственное физическое развитие, воспитание бережного отношения к природе, развивается умение наблюдать, видеть в самом обыкновенном - прекрасное. Благоустройство участка детского сада в холодное время года поможет организовать рациональный отдых детей во время прогулок.

Эстетическое оформление зимнего участка детского сада, создание комфортных условий для развития двигательной активности, трудовой и игровой деятельности, наблюдение за природой.

Принципиальная новизна проекта заключается в разработке и создании оригинальной и неповторимой среды на территории прогулочного участка детского сада, позволяющей детям проявлять большую двигательную активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Разработанные нами формы игровых построек не только активизируют двигательную активность, но способствуют расширению кругозора, формированию социальных навыков детей.

Цели проекта:

  1. Создание благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми на прогулке в зимнее время;
  2. Благоустроить детскую игровую площадку в зимний период по сказке «По щучьему велению», помочь детям получить знания об особенностях жанра – волшебная сказка, о способах выражения своего отношения к сказке, ее героям, обобщить знания детей о сказках, создать условия к отражению литературного опыта детей в самостоятельной творческой, продуктивной деятельности;
  3. Формировать представления о щуке как представителе животного мира – рыбе, которая водится в водоемах нашего края.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о литературном жанре – сказка; расширять кругозор детей; научить активно, использовать накопленный литературный опыт в разных видах деятельности, формировать представления о щуке, как представителе живого в мире природы (внешний вид, строение, основные жизненные функции – дыхание, движение, питание);
  2. Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, воспитывать доброжелательное отношение к природе родного края, улучшить художественное оформление участка;
  3. Развивающие: Развивать воображение детей, читательский интерес (стремление к общению с книгой, интерес к рассказыванию, проявление удовольствия от слушания, творческой и познавательной активности, внимания, мышления, речи, памяти, умение создавать различные образы, содействовать укреплению связи ДОУ с семьей, укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Совместная разработка воспитателем, родителями и воспитанниками детского сада проекта плана зимних построек на участке ДОУ.

II этап – основной

Совместное оформление воспитателем, родителями, детьми участков детского сада в соответствии с представленными проектами планов.

III этап – заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации

Оформление зимнего участка:

Для оформления зимнего участка мы решили сделать персонажей из сказки «По щучьему велению». Были сделаны: печка, Емеля, прорубь, щука, ведра. При оборудовании площадки для игр предусмотрели возможность для разнообразных движений. Постарались сделать снежные фигуры, помогающие закрепить двигательные умения ребят. Также мы сделали лабиринт для лазания. В этой работе с удовольствием принимали участие и дети. Они помогали расчищать дорожки для лабиринта. К оформлению участка привлекаем и родителей: они помогают расчищать участок после снегопадов. Детей радует, что родители принимают участие в сооружении построек. 

Проект «По щучьему велению» предусматривает:

  1. Благоустройство детской площадки в зимний период;
  2. Создание на площадке снежных построек, извилистых дорожек для физического развития (метание, подлезание, катание и т. д.) по мотивам сказки «По щучьему велению».

Реализация проекта позволяет осуществлять укрепление физического здоровья детей, формировать основы экологического мировоззрения и культуры, развивать познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе.

Результатом проекта «По щучьему велению» является благоустройство участка различными снежными постройками. Использование этих построек во время ежедневных прогулок с детьми для познавательного и физического развития, эстетического и трудового воспитания. Укрепление связи с семьей.

Постройки на участке:

  1. «Щука в проруби» для метания (горизонтальная цель);
  2. «Ведра» для метания и пролезания под дугой;
  3. «Печка» - для метания (горизонтальная цель); 
  4. «Щука» - барьер для перепрыгивания, перешагивания и перелезания. 
  5. «Лабиринт» - бег с поворотами.

Ожидаемые результаты:

  • Дети овладеют достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту. Воспитанники ознакомятся с новыми разнообразными играми и упражнениями на воздухе с использованием построек из снега и льда;
  • Родители более близко познакомятся друг с другом, произойдёт сплочение родительского коллектива, приобщатся к творческой работе с детьми, больше времени уделят детям вечером, уходя из детского сада и гуляя на прогулочных участках. Произойдет тесное взаимодействие родителей и педагогов;
  • Воспитатели укрепят заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом. А также, расширят разнообразие знаний и умений, совместных действий с детьми и родителями, возможность обучения детей проектной деятельности.

Трудовая деятельность

Цель: организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. 

Познавательная деятельность

Цель: формирование у детей представлений о зимних природных явлениях.

Экспериментальная деятельность 

Цель: формирование представлений о свойствах и некоторых состояниях воды.

Игровая деятельность 

Цель: формирование знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Заключение

Творческий подход в оформлении игрового пространства на игровой площадке изменило внешний вид территории в целом, сделал наш участок более уютным и ярким.

Снежные постройки служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей, способствуют повышению двигательной активности детей, укреплению их здоровья и физического развития.

Творческая группа связала свою снежную идею с проектом «Приобщение детей к художественной литературе через сказку».

Над проектом работали воспитатели группы совместно с родителями и воспитанниками.

С огромным удовольствием ребята выходят на улицу, потому что знают, что там их «ждет» сказка.

Снежные постройки способствуют не только физическому развитию детей, но и положительному эмоциональному настрою на двигательную активность во время прогулки. Мы постарались сделать снежные фигуры многофункциональными, помогающие закрепить двигательные умения ребят.

При оформлении территории большое значение придавалось безопасности, функциональности и эстетичности построек.

Сказочный уголок для детей стал любимым местом увлекательного, полезного и приятного времяпрепровождения. Это ли не самое главное, чего удалось добиться вместе - желания у детей играть, двигаться и веселиться.

 

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие творческого мышления через сказку. М., 2015.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. от рождения до школы // Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., Просвещение, 2016.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2005. 
  5. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград: Учитель.