Развитие двигательной деятельности воспитанников раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Берёзкина Наталия Юрьевна

Воспитатель, МБДОУ д/с № 7, ЗАТО г. Североморск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Берёзкина Н.Ю. Развитие двигательной деятельности воспитанников раннего возраста в дошкольной образовательной организации // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1334858


 

В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Забота о физическом развитии ребёнка раннего возраста имеет особое значение. Ведь в этом возрасте он овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится координировать свои действия. Всё это способствует формированию у ребёнка представления о своём физическом облике, физических возможностях. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Цель и задачи образования в области физической культуры

Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирования здорового, жизнерадостного, физически развитого ребёнка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.

Задачи определяются общей целью и конкретизируются с учётом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде.

Оздоровительные задачи 

Способствовать формированию у детей физиологических изгибов позвоночника, профилактике плоскостопия, гармоничного развития всех мышечных групп. Развивать двигательные способности, чтобы они могли овладеть жизненно важными двигательными навыками. Прививать навыки гигиены.

Образовательные задачи

Формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний.

Воспитательные задачи

С раннего возраста у детей важно воспитывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту.

Актуальность темы

Движениеэто биологическая потребность растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Грамотно организованная двигательная активность способствует укреплению здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно – сосудистой систем, костно – мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, даёт ему разнообразные впечатления, а значит, играет важную роль и в обеспечении его полноценного психического развития. Таким образом, двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие.

Ребёнок и движение

Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

Сталкиваясь с целым рядом предметов во время движения, ребёнок познаёт их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). Ориентируясь в пространстве, малыш овладевает такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т. д. Пальчиковые движения оказывают положительное влияние на развитие речи.

В процессе правильно организованной двигательной деятельности идет формирование личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как активность, инициативность, самостоятельность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают навыки общения с взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действия с требованиями взрослых и с действиями других детей.

Без движения не может осуществляться ни один вид деятельности (предметная, игровая и т. д.).

Поэтому, в работе с детьми раннего возраста, нужно стараться организовать жизнь воспитанников таким образом, чтобы они полностью удовлетворяли свою потребность в движении. Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии детей.

Овладение движениями малышами на разных этапах развития

В раннем возрасте происходит овладение разными видами движений. В конце первого – начале второго года жизни малыш начинает ходить. Сначала он часто падает, не умеет удерживать равновесие, с трудом преодолевает даже небольшие препятствия, его шаги коротки, неравномерны. Ребёнок ещё не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия. Для него составляет трудность производить одновременно движения ногами и руками, - например, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.

К полутора годам ребёнок обычно уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте он может целенаправленно, по просьбе взрослого, менять рисунок ходьбы: «ходить как мышки», «как зайчики» и т.п.

На втором – третьем году жизни совершенствуются основные движения, малыш начинает всё лучше координировать свои движения. К концу второго года ребёнок может ходить по дорожке, нарисованной на полу, перешагивать чередующимся шагом через невысокое препятствие, подниматься и спускаться по слегка приподнятой наклонной доске, лестнице, горке, подлезать под скамейку, верёвку, перелезать через перекладину.

Дети третьего года жизни уже свободно передвигаются, меняют ритм и направление движения. К трём годам ребёнку под силу менять скорость бега, кружиться на месте, влезать на стул, скамейку, спрыгивать с них, подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперёд, перепрыгивать через небольшое препятствие.

По мере того, как ходьба становится всё более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребёнок уже носит в руках предметы, возит их за тесёмку, толкает перед собой игрушку на палочке, играет разнообразные игры с мячами (катает, подбрасывает, ловит, перекатывает, догоняет мяч).

Двигательная активность ребёнка в течение дня

Исследования специалистов показывают, что объём, интенсивность движений зависят от ряда факторов: возраста, пола ребёнка, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Дети раннего возраста быстро устают, для них необходима постоянная смена движения, что необходимо учитывать при организации разных видов детской деятельности.

Специалистами отмечено, что мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки,

Летом потребность в движении у детей больше, чем зимой.

Меняется потребность в движении и в течение суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую - с 17 до 19 часов.

Предметно-пространственная среда

Одним из основных условий удовлетворения потребности в движении ребенка является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Необходимо грамотно организовать групповое пространство, так, чтобы дети могли свободно передвигаться по комнате и имели доступ к спортивному инвентарю и игрушкам. 

Для успешного физического развития детей в условиях ДОУ необходимо создавать специальные условия. В детском саду должно быть спортивное оборудование и материалы: лесенки, горки, дорожки с препятствием, скамеечки, мячи, обручи, гимнастическая стенка, детские велосипеды, самокаты, санки. Они стимулируют детей на выполнение соответствующих движений: подниматься и спускаться по лесенке, перешагивать, перелезать через препятствие, проползать под ним, идти в определённом направлении, соблюдая равновесие, ходить по разной поверхности, бросать, метать мячи в цель. Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки должны быть как в спортивном зале, так и в групповом помещении (спортивный уголок, мини – стадион) и на участке. В групповой комнате должны быть дорожки для профилактики плоскостопия, мягкие модули, набивные мешочки для бросания, кольцеброс, кегли, скакалки, игрушки - качалки, разноцветные флажки, ленточки, султанчики, мячи разного размера для метания вдаль и в цель. Все пособия должны находиться в открытых емкостях, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, пособия периодически меняются.

Формы двигательной активности

Педагоги в детском саду используют разные формы организации двигательной активности. Чтобы побудить малышей к разнообразным движениям, можно организовать подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом. Эти игры проводятся как в групповом помещении, так и во время прогулки. Следует также включать элементы двигательной активности во все занятия, поддерживать стремление малышей к подвижным играм.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика является одним из важнейших мероприятий в ДОУ и в семье. В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, ходьба, комплекс общеразвивающих упражнений, расслабление Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы.

Ещё одной формой развития двигательной активности является

Гимнастика после сна.

Её цель - поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на дыхание. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных. 

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Физическое развитие»

Физкультурные занятия проводятся в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, игровых образов, подражательных действий («прыгаем, как зайчики», «ходим, как мишка»). При этом взрослые не ограничивают стремление детей к творческому самовыражению посредством двигательной активности, напротив, следует стимулировать и поощрять их в придумывании новых двигательных элементов.

Физкультурные занятия и подвижные игры в ДОУ сопровождаются музыкой, песенками, чтением стихов, используется элементы театрализации. Это поддерживает интерес к занятиям, обеспечивает выполнение трудных элементов упражнений, способствует творческому самовыражению детей. При проведении занятия учитывается уровень подготовленности ребёнка, группа здоровья, соблюдается принцип постепенного увеличения нагрузки и постепенного снижения её; чередования разных видов движений, обеспечивая активный отдых детей; по мере овладения детьми двигательных умений, увеличивается физическая нагрузка за счёт усложнения двигательных заданий. 

Много радости, увлекательных упражнений доставляет детям музыкальная деятельность

Подвижные игры 

Большое место в жизни маленького ребёнка занимают подвижные игры. Выполняя разнообразные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У детей развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребёнка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что способствует оздоровлению организма. Снять утомление детей, повысить умственную работоспособность помогает физкультминутка.

Физкультминутка

Проводится физкультминутки в форме подвижной игры под текст стихотворения.

Для поддержания детского интереса проводится пальчиковая гимнастика. 

Пальчиковая гимнастика.

Подобные упражнения помогают решить целый ряд задач: создание эмоционального комфорта, установление контакта с взрослым через игру, развитие устной речи детей (в сочетании слова с движением)

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Разучивая комплексы гимнастики, дети учатся не только движениям, но и повторяют за воспитателем слова.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Она возникает по инициативе ребёнка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются движения. Преимущество её заключается в том, что ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке.

Индивидуальный подход в физическом развитии

Для развития двигательной активности ребёнка необходимо осуществлять индивидуальный подход. Педагоги ориентируются на его состояние здоровья, темпы физического развития, медицинские показания. В ходе подвижных игр наблюдают за самочувствием детей, варьируют содержание занятий в соответствии с их индивидуальными особенностями. Очень важно соблюдать баланс между подвижными и спокойными играми, не допускать перевозбуждения и переутомления малышей. Если возникает необходимость в коррекции движений ребёнка, педагоги используют игровые приёмы, умело в нужную минуту переключают его внимание, поощряют его. 

Заключение

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребёнок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен. Он много двигается, играет, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребёнка раннего возраста в дошкольной организации – это предмет особого внимания педагогов.

 

Литература:

  1. Мещерякова С.Ю., Галигузова С.Ю. Физическое развитие: методические материалы комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги». М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
  2. Смирнова Е.О., Галигузова С.Ю., Мещерякова С.Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
  3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: учеб. пособие. СПБ., 2001.
  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие. М., 2001. 
  5. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник / под ред. С.О. Филипповой. М., издательский центр «Академия», 2012.
  6. Теория методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М., 2003.