Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста "Умные Пальчики"

Девина Мария Валерьевна

Воспитатель,  МДОУ Детский сад № 85 комбинированного вида, г. Саранск, Республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Девина М.В. Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста "Умные Пальчики" // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1334369


 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» крылатое высказывание В. А. Сухомлинского. Действительно, в работе с дошкольниками особое внимание надо уделять тактильным ощущениям и развитию мелкой моторики, ведь на ладонях ребенка находятся множество массажно-рефлекторных точек. Стимулируя их, улучшается здоровье малыша и развивается речь. Также в дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к музыке, поэтому играть под песенки с сенсорным материалом очень нравится малышам, это вызывает приятные эмоции и повышает активность на занятиях.  Учитывая актуальность вышесказанного, был разработан наш сборник.  

В сборник «Умные пальчики» вошли 12 предметных игр с сенсорным материалом, которые принесут много радости малышам и будут способствовать их гармоничному развитию. 

 

  1. Умные пальчики 
  2. Тучка
  3. Под дождиком
  4. Грибная полянка
  5. Грибники
  6. Маленькие ежики
  7. Шишка 
  8. Листики
  9. Тесто
  10. Мешочки
  11. Рыбалка
  12. Осенняя тропинка

 

1. Умный пальчики. Пальчиковая гимнастика с упражнениями из кинезиологии, науки о развитии головного мозга через движения. Цель: развитие связи правого и левого полушарий, активизация речевого центра в головном мозге. Для игры материал не требуется.

У девочек и мальчиков, умные пальчики,

В кулачок сжимаются, в фонарик превращаются,

Будем пальцы выпрямлять, фонарик зажигать

 

У девочек и мальчиков, умные пальчики,

Пальчики встречаются в колечки превращаются,

Можно много смастерить, маме подарить,

 

У девочек и мальчиков, умные пальчики,

Пальчики встречаются в домик превращаются,

Дом стоит, труба дымит, ежик там сидит.

 

У девочек и мальчиков, умные пальчики,

Превратились в кулачок и легли на бочок,

А теперь ладошка, поиграй немножко.

 

У девочек и мальчиков, умные пальчики,

Пальчики встряхнем и отдохнем.

 

2. Тучка. Цель: получение сенсорного опыта, развития чувства ритма.

Материал для игры: сшить тучку из фетра, внизу вшить замочек, ее набить камушками (речные крашенные акриловой краской).

Тучка в гости к нам летела,

Тучка дождик нам несла,

Зашуршала, зазвенела

И закапала она..

Кап кап кап, кап кап кап кап кап. (2р)

 

Много капелек чудесных,

Мы в ладошку две возьмем,

Постучим с дождем осенним,

В лужицы воды нальем

Кап кап кап, кап кап кап кап кап. (2р)

 

Все сегодня на прогулку обувают сапоги

И по лужицам шагают, улыбаясь малыши,

Топ топ топ, топ топ топ топ топ. (2р)

 

3. Под дождиком. Цель: речевое подражание, запуск речи. Материал для игры: любые трубочки, в которые можно кричать.

Кот под дождиком ходил,

Кот под дождиком бродил,

Весь промок, задрожал,

Солнышко позвал

МЯУ…

 

Пес под дождиком ходил,

Пес под дождиком бродил,

Весь промок, задрожал,

Солнышко позвал

ГАВ…

 

Гусь под дождиком ходил,

Гусь под дождиком бродил,

Весь промок, задрожал,

Солнышко позвал

ГА…

 

4. Грибная полянка. Цель: развитие координации, моторики, знакомство с счетом. Материал для игры: шляпки грибочков, которые можно одевать на пальчики (наперстки, ореховая скорлупа, вязанные шляпки и т. д).

Вот полянка и лесочек 

На пеньке растет грибочек,

Дождик помогал, капал и стучал,

Капал и стучал, 

Первый (второй, третий, … пятый) гриб встречал 

 

Вот полянка и лесочек 

На пеньке растет грибочек,

Ты скорей пойди, корзинку набери.

 

5. Грибники. Цель: развитие чувства ритма, музыкального слуха.

Для игры: клависы или ложки. 

 

Осенью в лесочке выросли грибочки,

Шляпки на ножках, стоят на дорожках,

Грибники идут искать, а грибочков не видать

 

У деревьев были, в горы ходили

Тут и там искали, грибники устали,

Вот ложатся отдыхать, а грибочков не видать,

 

Спрятались грибочки, за пеньком в тенечке,

Там притаились, листиком укрылись,

Грибники ложатся спать, а грибы их будут ждать,

 

А мы с ребятишками тоже в лес пойдем 

Листики поднимем, там грибы найдем,

Полную корзину соберем, мамочке их отнесем

 

6. Маленькие ежики.

Цель: тактильное развитие (телесной чувствительности), массаж ручек и тела. Материал для игры: массажные мячики, шишки.

Мы маленькие ежики, мы любим погулять, 

В осеннем сказочном лесу грибочки собирать,

Всю ночь мы в домиках не спим,

По листьям бегаем шуршим

Но если встретится лиса, нам прятаться пора. 

 

Мы маленькие ежики, трудится не боимся,

Ведь все, что вместе соберем зимою пригодится,

Корзинки, ведра не нужны, на спинку соберем грибы 

Но если встретится лиса, нам прятаться пора.

 

Иголочки красивые и крепкие у нас, 

Мы сильные и смелые, покажем всем сейчас

Весь урожай мы соберем и дружно к домику пойдем,

Нам не страшна лиса, пусть прячется сама, 

Нам не страшна лиса, пусть прячется сама!

 

7. Шишка. Цель: развитие мелкой моторики, установление контакта в группе детей (2 варианта, один с длинной паузой для детей раннего возраста). Материал для игры: разные шишки.

 

Я в лесу нашла шишку, шершавую малышку,

Крепко ее сжимаю, в ручках ее катаю,

По ладошкам бам, бам, бам и соседу передам, держи! 

 

8. Листики. В основе дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика очень полезна для детей, она способствует развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм. Для игры: листочки из пакета или бумаги, на которые легко дуть. Цель: развитие речи, сенсорики, знакомство с цветом.

Желтые (Красные/листики зеленые) листики, кружатся летают,

Желтые листики все про осень знают,

На ладошках полежат,

И немного пошуршат,

Мы подуем с ветерком,

Листопад встречать пойдем.

 

9. Осенний пирог. Цель: Развитие мелкой моторики, пинцетный захват. Материал для игры: Соленое тесто (вода, мука и соль) и украшалки для пирога.

Тесто замесили,

Осени пирог лепили,

Пальчиками мяли,

Зайки помогали,

Прыгали, скакали. Прыг-скок

 

Тесто замесили,

Осени пирог лепили,

Пальчиками мяли,

Мишки помогали,

Топали, стучали… топ-стук

 

Тесто замесили,

Осени пирог лепили,

Пальчиками мяли,

Гуси помогали, тесто щипали

 

Тесто замесили,

Осени пирог слепили,

Его остужали, да украшали!

 

10. Мешочки. Цель: Развитие мелкой моторики, сенсорики. Материалы для игры: мешочки или шарики, набитые крупой.

У белочки запасов в мешочке много разных

Всю осень собирала по веточкам скакала

Прыг-скок, прыг-скок

В мешочек положила, орешками набила,

В кладовку понесла, на зиму убрала.

 

И у ежа запасов в мешочке много разных,

Всю осень собирал и под листиком шуршал

Шур-шур-шур-шур.

В мешочек положил он, орешками набил и,

В кладовку побежал, на зиму убрал.

 

11. Рыбалка (Лариса Зимина)

Цель координация действий, согласованная работы органов чувств. Материал: удочка и рыбки. 

На рыбалку, на рыбалку, 

Вместе с братом мы пойдем,

Возьмем удочку, ведерко, 

Червячков с собой возьмем

 

Раз, два, три рыбку тяни,

Раз два три рыбку лови,

 

Много рыбы мы наловим,

Заночуем у костра

Много сказок мы расскажем, 

Пока варится уха

 

12. Осенняя тропинка. Цель: побуждение к двигательной активности, развитие координации действий. Материал не требуется.

Мы по осенней тропинке гуляли, 

Серого зайчика там повстречали

Вот как, вот как, прыгает зайчик,

Вот как, вот как, весело скачет

Мы по осенней тропинке гуляли

Бурого мишку там повстречали

Вот как, вот как топает мишка,

Вот как, вот как, мишка топтышка,

Мы по осенней тропинке гуляли

А в небе птички над нами летали, 

Вот как, вот как, вот как летали,

Вот как, вот как, зерна клевали.

Мы по осенней тропинке гуляли

Мышку малышку там повстречали, 

Вот как, вот как прячется мышка,

Вот как, вот как, мышка малышка.

Мы по осенней тропинке гуляли

Ручки и ножки сильно устали

Ляжем в кроватку и отдохнем,

А завтра снова гулять мы пойдем!

 

ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ И ПОЛЬЗОЙ!