Чтение рассказа Л.Н Толстого «Лев и собачка»: конспект НОД по речевому развитию

Гаврилова Алёна Викторовна

Воспитатель, МАОУ СОШ № 1 дошкольное отделение, г. Боровичи

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гаврилова А.В. Чтение рассказа Л.Н Толстого «Лев и собачка»: конспект НОД по речевому развитию // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1333607


 

Тема: Чтение рассказа Л.Н Толстого «Лев и собачка»

Цель: познакомить детей с рассказом Л.Н Толстого «Лев и собачка»

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о биографии Л.Н Толстого;
  • расширить представления о жизни животных (Лев, собачка);
  • продолжать учить внимательно и заинтересованно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию;
  • формировать умение строить полные и аргументированные ответы по содержанию рассказа.

Развивающие:

  • продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
  • развивать устную связную речь, эмоциональную сферу, мышление, через анализ поступков героев.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение и любовь к животным, чувство сострадания.

Материал и оборудование: портрет Л.Н Толстого, иллюстрации, книга «Лев и собачка», смарт - доска.

Ожидаемые результаты: 

  1. Познакомились с литературным произведением «Лев и собачка»; 
  2. Поняли содержание и отвечали на вопросы, выполняли задания по теме рассказа «Лев и собачка». 

Этапы

Содержание

Методические указания

Организационный

Воспитатель:

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг,

Здравствуй друг,

Здравствуй, здравствуй

дружный круг!

Ребята, я рада вас всех видеть. Давайте подарим сегодня друг другу хорошее настроение.

Сегодня я подготовила для вас очень интересные загадки.

Попробуем их разгадать? Слушайте внимательно!

 

Протягиваем вперёд

Берёмся одной рукой с соседом

Берёмся другой рукой,

Качаем руками.

 

1.Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

(собака)

- Почему вы думаете, что это собака?

 - Какие бывают собаки по характеру?

Показываю иллюстрацию собаки

 

- Что умеют делать собаки?

2.Очень грозный и отважный

Гривой он мохнатой машет:

И рычит как на распев-

Это храбрый, сильный…

(лев)

 -Какие львы по характеру?

- Где мы можем увидеть львов?

 - А как вы думаете, что общего у этих животных.

Чем они похожи?

-Молодцы, ребята!

Показываю иллюстрацию льва

Основной

Кто из вас был в зоопарке?

- Для чего нужны зоопарки? (Для содержания животных, которые в природе, без помощи человека погибнут)?

- Как по-другому называется зоопарк? (Зверинец – передвижной зоопарк.)

- Kак живется зверям в зверинце? (Это зависит от людей, которые ухаживают за животными. Человек отвечает за то существо, которое приручил.)

 

 

- Историю, которая однажды произошла в зверинце нам поможет узнать писатель, портрет которого я разместила на доске.

- Знаком ли вам этот человек (Л.Н. Толстой)?

Перед вами портрет Льва Николаевича Толстого великого русского писателя. Всю свою жизнь он посвятил литературе. Но, кроме этого, он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное – это то, что он очень сильно любил детей. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Он написал много рассказов, былин, сказок и басен для детей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Маленький Толстой был очень чувствителен: когда он слушал печальные истории, то плакал.

История, о которой нам сегодня расскажет Толстой, произошла очень давно в далеком городе Лондоне.

Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Это очень трогательная история расскажет нам о дружбе могучего хищника льва и маленькой весёлой собачки. Собачку бросили на съедение. Но лев не съел её, а полюбил и стал охранять. Но, что же произошло дальше? А вот это мы с вами сейчас и узнаем!

Присядьте, пожалуйста, на стульчики.

Посмотрите, какая яркая и интересная книга у меня в руках.

Указываю на портрет Л.Н Толстого.

 

Автором этой книги является Л.Н Толстой, а художником- иллюстратором является Петр Репкин.

В книжке есть замечательные иллюстрации к рассказу.

Хотите их рассмотреть?

Рассматриваю иллюстрации вместе с детьми

 

А сейчас я вам прочитаю эту историю.

Чтение рассказа «Лев и собачка»

 

- Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ? (Это рассказ.)

- Почему? (Здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы.)

- Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.

- Какие события происходили: грустные или веселые? (Грустные.)

- Какими словами еще можно назвать это произведение, эти события? (Грустные, печальные, тоскливые.)

- Где происходят события? (В зверинце.)

- Кто главные герои? (Лев и собачка.)

- Что можно сказать о льве? Какой он? (Величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный.)

Задаю вопросы, внимательно слушаю ответы детей.

 

 

- А какая собачка? (Маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, веселая, дружелюбная.)

Зачитываю отрывок

 

- Что было в начале? (Собаку бросили в клетку льву на съедение.)

- Как развивались дальше события? (Быстро, стремительно, неожиданно, печально, грустно.)

Зачитываю отрывок

 

- Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (Лев обнюхал собаку, тронул ее лапой, смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собаку.)

Зачитываю отрывок

 

- Как вела себя собака? Что она делала? (Вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом.)

- Как жили лев и собака в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собачка спала, положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли...)

- Что произошло однажды? (Барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать ее обратно.)

- Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал.)

Зачитываю отрывок

 

- Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.)

- Что случилось потом? (Собачка заболела и умерла.)

- Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал ее лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал.)

- Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев? (Тотчас разорвал ее на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней.)

- Что стало со львом? (Он умер.)

- Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.)

- Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».)

- Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим? (Да)

- Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история? (Выслушиваются ответы детей).

А теперь давайте мы немного отдохнём.

Физкультминутка:

По зоопарку мы шагаем

И медведя там встречаем

Этот мишка косолапый

Широко расставил лапы,

То одну, то оба вместе

Долго топчется на месте.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисичку обхитрим

На носочках пробежим.

Зачитываю отрывок

 

Вот волчата спинку выгнули.

И легонечко подпрыгнули.

Подражаем мы зайчишке

Непоседе – шалунишке.

Но закончилась игра.

Отправляться нам пора.

Отдохнули? (Да)

Игра с использованием ИКТ

 

А теперь давайте мы сыграем с вами в игру.

Наши глазки устали, пора им отдохнуть!

Гимнастика для глаз «Часики»

На столе часы стоят.

Целый день они стучат:

Тик-так, тик-так.

Не стучите громко так.

Посмотреть вправо-влево

 

Ребята, давайте вспомним, какой рассказ я вам сегодня читала? Кто его написал?

(«Лев и собачка»; Л.Н Толстой)

Давайте я прочитаю вам её ещё раз, чтобы вы могли поделиться этой историей со своей семьёй или со своими друзьями.

Повторное чтение басни.

Ребята, а сейчас я проверю как вы запомнили содержание рассказа.

Мы с вами поиграем в такую игру, которая называется «Закончи предложение»

Я буду читать вам начало предложения, а вы должны его закончить.

1. Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в…(зверинец)

2. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко… (льву на съедение)

3. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок… (и оставил собачке)

4. Как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев… (ощетинился и зарычал)

5. Через год собачка… (заболела и издохла)

6. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев… (никого не подпускал к ней)

7. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал… (5 дней)

На шестой день… (лев умер)

- Какие вы умницы, справились и с этим заданием!

Повторное чтение

Заключительный

Эта история, доказывает нам то, что животные также, как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашей группе ребята с чуткими сердцами.

Подведение итогов