Гаврилова Алёна Викторовна
Воспитатель, МАОУ СОШ № 1 дошкольное отделение, г. Боровичи
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Гаврилова А.В. Чтение рассказа Л.Н Толстого «Лев и собачка»: конспект НОД по речевому развитию // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1333607
Тема: Чтение рассказа Л.Н Толстого «Лев и собачка»
Цель: познакомить детей с рассказом Л.Н Толстого «Лев и собачка»
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал и оборудование: портрет Л.Н Толстого, иллюстрации, книга «Лев и собачка», смарт - доска.
Ожидаемые результаты:
Этапы |
Содержание |
Методические указания |
Организационный |
Воспитатель: Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, Здравствуй друг, Здравствуй, здравствуй дружный круг! Ребята, я рада вас всех видеть. Давайте подарим сегодня друг другу хорошее настроение. Сегодня я подготовила для вас очень интересные загадки. Попробуем их разгадать? Слушайте внимательно! |
Протягиваем вперёд Берёмся одной рукой с соседом Берёмся другой рукой, Качаем руками. |
|
1.Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (собака) - Почему вы думаете, что это собака? - Какие бывают собаки по характеру? |
Показываю иллюстрацию собаки |
|
- Что умеют делать собаки? 2.Очень грозный и отважный Гривой он мохнатой машет: И рычит как на распев- Это храбрый, сильный… (лев) -Какие львы по характеру? - Где мы можем увидеть львов? - А как вы думаете, что общего у этих животных. Чем они похожи? -Молодцы, ребята! |
Показываю иллюстрацию льва |
Основной |
Кто из вас был в зоопарке? - Для чего нужны зоопарки? (Для содержания животных, которые в природе, без помощи человека погибнут)? - Как по-другому называется зоопарк? (Зверинец – передвижной зоопарк.) - Kак живется зверям в зверинце? (Это зависит от людей, которые ухаживают за животными. Человек отвечает за то существо, которое приручил.) |
|
|
- Историю, которая однажды произошла в зверинце нам поможет узнать писатель, портрет которого я разместила на доске. - Знаком ли вам этот человек (Л.Н. Толстой)? Перед вами портрет Льва Николаевича Толстого великого русского писателя. Всю свою жизнь он посвятил литературе. Но, кроме этого, он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное – это то, что он очень сильно любил детей. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Он написал много рассказов, былин, сказок и басен для детей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Маленький Толстой был очень чувствителен: когда он слушал печальные истории, то плакал. История, о которой нам сегодня расскажет Толстой, произошла очень давно в далеком городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Это очень трогательная история расскажет нам о дружбе могучего хищника льва и маленькой весёлой собачки. Собачку бросили на съедение. Но лев не съел её, а полюбил и стал охранять. Но, что же произошло дальше? А вот это мы с вами сейчас и узнаем! Присядьте, пожалуйста, на стульчики. Посмотрите, какая яркая и интересная книга у меня в руках. |
Указываю на портрет Л.Н Толстого. |
|
Автором этой книги является Л.Н Толстой, а художником- иллюстратором является Петр Репкин. В книжке есть замечательные иллюстрации к рассказу. Хотите их рассмотреть? |
Рассматриваю иллюстрации вместе с детьми |
|
А сейчас я вам прочитаю эту историю. |
Чтение рассказа «Лев и собачка» |
|
- Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ? (Это рассказ.) - Почему? (Здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы.) - Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле. - Какие события происходили: грустные или веселые? (Грустные.) - Какими словами еще можно назвать это произведение, эти события? (Грустные, печальные, тоскливые.) - Где происходят события? (В зверинце.) - Кто главные герои? (Лев и собачка.) - Что можно сказать о льве? Какой он? (Величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный.) |
Задаю вопросы, внимательно слушаю ответы детей.
|
|
- А какая собачка? (Маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, веселая, дружелюбная.) |
Зачитываю отрывок |
|
- Что было в начале? (Собаку бросили в клетку льву на съедение.) - Как развивались дальше события? (Быстро, стремительно, неожиданно, печально, грустно.) |
Зачитываю отрывок |
|
- Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (Лев обнюхал собаку, тронул ее лапой, смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собаку.) |
Зачитываю отрывок |
|
- Как вела себя собака? Что она делала? (Вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом.) - Как жили лев и собака в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собачка спала, положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли...) - Что произошло однажды? (Барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать ее обратно.) - Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал.) |
Зачитываю отрывок |
|
- Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.) - Что случилось потом? (Собачка заболела и умерла.) - Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал ее лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал.) - Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев? (Тотчас разорвал ее на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней.) - Что стало со львом? (Он умер.) - Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.) - Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».) - Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим? (Да) - Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история? (Выслушиваются ответы детей). А теперь давайте мы немного отдохнём. Физкультминутка: По зоопарку мы шагаем И медведя там встречаем Этот мишка косолапый Широко расставил лапы, То одну, то оба вместе Долго топчется на месте. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса Мы лисичку обхитрим На носочках пробежим. |
Зачитываю отрывок |
|
Вот волчата спинку выгнули. И легонечко подпрыгнули. Подражаем мы зайчишке Непоседе – шалунишке. Но закончилась игра. Отправляться нам пора. Отдохнули? (Да) |
Игра с использованием ИКТ |
|
А теперь давайте мы сыграем с вами в игру. Наши глазки устали, пора им отдохнуть! Гимнастика для глаз «Часики» На столе часы стоят. Целый день они стучат: Тик-так, тик-так. Не стучите громко так. |
Посмотреть вправо-влево |
|
Ребята, давайте вспомним, какой рассказ я вам сегодня читала? Кто его написал? («Лев и собачка»; Л.Н Толстой) Давайте я прочитаю вам её ещё раз, чтобы вы могли поделиться этой историей со своей семьёй или со своими друзьями. Повторное чтение басни. Ребята, а сейчас я проверю как вы запомнили содержание рассказа. Мы с вами поиграем в такую игру, которая называется «Закончи предложение» Я буду читать вам начало предложения, а вы должны его закончить. 1. Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в…(зверинец) 2. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко… (льву на съедение) 3. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок… (и оставил собачке) 4. Как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев… (ощетинился и зарычал) 5. Через год собачка… (заболела и издохла) 6. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев… (никого не подпускал к ней) 7. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал… (5 дней) На шестой день… (лев умер) - Какие вы умницы, справились и с этим заданием! |
Повторное чтение |
Заключительный |
Эта история, доказывает нам то, что животные также, как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных? Мне приятно, что в нашей группе ребята с чуткими сердцами. |
Подведение итогов |