Гаврилова Екатерина Юрьевна
Воспитатель, Детский дом - интернат для умственно отсталых детей, г. Глазов, Удмуртская Республика
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Гаврилова Е.Ю. Рабочая программа дополнительного образования по социально-педагогической деятельности «Занимательная сенсорика» // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1328554
ПРИЛОЖЕНИЕ: полная версия программы
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования по социально – педагогической деятельности «Занимательная сенсорика» составлена на основании Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 года, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждение порядка организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации период до 2025 года», Приказом Управления образования Администрации г. Глазова от 31 августа 2015 г. №193-ОД «Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», на основании Программы дополнительного образования «И невозможное возможно», СанПиН 2.4.3529 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, Уставом учреждения, иными локальными актами учреждения.
Направленность настоящей программы: социально – педагогическая.
Актуальность программы:
Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
У младших школьников с умственной отсталостью снижен темп восприятия, сужен его объем, недостаточна точность различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно двигательного, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях.
Детям с умственной отсталостью требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач они затрудняются в обследовании предмета. Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью всей деятельности.
Кроме того, у многих детей с проблемами в развитии отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, и т.д. в процессе коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что все занятия построены в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Адресат программы: программа рассчитана на воспитанников в возрасте от 7 до 14 лет в количестве 5 человек.
№ |
Ф.И ребенка |
Дата рождения |
1 |
Б. Владимир |
2009 |
2 |
И. Дмитрий |
2010 |
3 |
Г. Виталик |
2014 |
4 |
Ч. Антон |
2007 |
5 |
В. Даниил |
2009 |
В реализации данной программы участвуют 5 воспитанников в возрасте от 7 до 14 лет. Все воспитанники имеют умственную отсталость разной степени, осложненную сопутствующими дефектами (нарушение зрения, слуха, двигательной активности, недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики)
У Б. Вовы нарушена работа опорно-двигательного аппарата. Походка из-за этого неустойчивая, плохо развита координация движений, особенно, согласованных.
У В. Даниила резидуально-органическое поражение ЦНС, хроническая двусторонняя тугоухость, s-образный сколиоз 2 степени.
Обращенную речь понимают хорошо Дима И., Вова Б. Обращенную речь понимают на узком бытовом уровне, чаще ориентируются по интонации и выражению лица Ч. Антон, Г. Виталик. В. Даниил ориентируется только по выражению лица и жестикуляции. Для усвоения простых навыков всем детям необходимо многократное повторение. Плохо ориентируются в пространстве Г. Виталик.
Внимание детей крайне неустойчивое. Эмоционально отзывчивые, но скорее, инстинктивно, чем осознанно. У всех наблюдается глубокое сенсорное недоразвитие, дети не умеют пользоваться органами чувств.
Воспитанники одеваются и умываются под наблюдением и с помощью воспитателя
Все дети активные, подвижные. Любят играть в подвижные игры, под музыку, Дима пытается петь (имитирует); обучающиеся любят слушать сказки и стишки, нравится рисовать карандашами и красками, но быстро утомляются и быстро теряют интерес к занятиям, поэтому требуется частая смена видов деятельности. Воспитанникам нравится делать зарядку, ходить на прогулку, заниматься посильной трудовой деятельностью.
Объем программы: 34 часа.
Форма обучения: очная.
Методы обучения:
Тип занятий: комбинированный, практический
Форма проведения занятий: занятия проводятся в игровой форме. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.
Срок освоения программы: 9 месяцев (сентябрь – май).
Режим занятий: 1 раз в неделю по четвергам (15-20 минут).
Цель: способствовать развитию и формированию сенсорных процессов и мелкой моторики посредством игровых действий.
Задачи программы:
Учебный план
№ |
Наименование темы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Диагностика |
6 |
1 |
5 |
2 |
Знакомство с основными геометрическими фигурами |
6 |
1 |
5 |
3 |
Соотношение предметов с учётом двух параметров (цвета и формы) |
6 |
1 |
5 |
4 |
Знакомство с тремя градациями величины |
6 |
1 |
5 |
5 |
Развитие умения расчленять изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
6 |
Развитие навыков ориентировки на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина). |
3 |
0,5 |
2,5 |
7 |
Соотношение предметов с учётом двух параметров (цвет и размер) |
3 |
0,5 |
2,5 |
8 |
Развитие тактильных ощущений |
2 |
0 |
2 |
|
Итого |
34 |
5,5 |
28,5 |
Полная версия программы