Рабочая программа дополнительного образования по социально-педагогической деятельности «Занимательная сенсорика»

Гаврилова Екатерина Юрьевна

Воспитатель, Детский дом - интернат для умственно отсталых детей, г. Глазов, Удмуртская Республика 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гаврилова Е.Ю. Рабочая программа дополнительного образования по социально-педагогической  деятельности «Занимательная сенсорика» // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1328554


 ПРИЛОЖЕНИЕполная версия программы


 

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования по социально – педагогической  деятельности «Занимательная сенсорика» составлена на основании Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 года, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. 1008 «Об утверждение порядка организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Распоряжением Правительства  РФ от 29.05.2015 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации период до 2025 года», Приказом Управления образования Администрации г. Глазова от 31 августа 2015 г. 193-ОД «Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», на основании Программы дополнительного образования  «И невозможное возможно», СанПиН 2.4.3529 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, Уставом учреждения, иными локальными актами учреждения.

Направленность настоящей программы: социально – педагогическая.

Актуальность программы: 

Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

У младших школьников с умственной отсталостью снижен темп восприятия, сужен его объем, недостаточна точность различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно двигательного, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях.

Детям с умственной отсталостью требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач они затрудняются в обследовании предмета. Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью всей деятельности.

Кроме того, у многих детей с проблемами в развитии отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, и т.д. в процессе коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что все занятия построены в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Адресат программы: программа рассчитана на воспитанников в возрасте от 7 до 14 лет в количестве 5 человек.

 

Ф.И ребенка

Дата рождения

1

Б. Владимир

2009

2

И. Дмитрий

2010

3

Г. Виталик

2014

4

Ч. Антон

2007

5

В. Даниил

2009

 

В реализации данной программы участвуют 5 воспитанников в возрасте от 7 до 14 лет. Все воспитанники имеют умственную отсталость разной степени, осложненную сопутствующими дефектами (нарушение зрения, слуха, двигательной активности, недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики) 

У Б. Вовы нарушена работа опорно-двигательного аппарата. Походка из-за этого неустойчивая, плохо развита координация движений, особенно, согласованных.

У В. Даниила резидуально-органическое поражение ЦНС, хроническая двусторонняя тугоухость, s-образный сколиоз 2 степени.

Обращенную речь понимают хорошо Дима И., Вова Б. Обращенную речь понимают на узком бытовом уровне, чаще ориентируются по интонации и выражению лица Ч. Антон, Г. Виталик. В. Даниил ориентируется только по выражению лица и жестикуляции. Для усвоения простых навыков всем детям необходимо многократное повторение. Плохо ориентируются в пространстве Г. Виталик. 

Внимание детей крайне неустойчивое. Эмоционально отзывчивые, но скорее, инстинктивно, чем осознанно. У всех наблюдается глубокое сенсорное недоразвитие, дети не умеют пользоваться органами чувств.

Воспитанники одеваются и умываются под наблюдением и с помощью воспитателя 

Все дети активные, подвижные. Любят играть в подвижные игры, под музыку, Дима пытается петь (имитирует); обучающиеся любят слушать сказки и стишки, нравится рисовать карандашами и красками, но быстро утомляются и быстро теряют интерес к занятиям, поэтому требуется частая смена видов деятельности. Воспитанникам нравится делать зарядку, ходить на прогулку, заниматься посильной трудовой деятельностью.

Объем программы: 34 часа.

Форма обучения: очная.

Методы обучения:

  • ведущий метод – игровой.
  • Индивидуально-дифференцированный;
  • словесный;
  • подражательный;
  • практический 
  • наглядный.

Тип занятий: комбинированный, практический

Форма проведения занятий: занятия проводятся в игровой форме. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой. 

Срок освоения программы: 9 месяцев (сентябрь – май).

Режим занятий: 1 раз в неделю по четвергам (15-20 минут).

Цель: способствовать развитию и формированию сенсорных процессов и мелкой моторики посредством игровых действий.

Задачи программы:

  1. Продолжать создавать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  2. Продолжать воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.);
  3. Развивать зрительные ощущения: учить различать форму, размер, цвет предмет.
  4. Развивать тактильные ощущения: учить различать на ощупь качество предметов (гладкий, мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развивать силу рук, мелкой моторики, координации движений;
  5. Развивать обонятельные ощущения. 

 

Учебный план

 

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Диагностика

6

1

5

2

Знакомство с основными геометрическими фигурами

6

1

5

3

Соотношение предметов с учётом двух параметров (цвета и формы)

6

1

5

4

Знакомство с тремя градациями величины

6

1

5

5

Развитие умения расчленять изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

2

0,5

1,5

6

Развитие навыков ориентировки на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина).

3

0,5

2,5

7

Соотношение предметов с учётом двух параметров (цвет и размер)

3

0,5

2,5

8

Развитие тактильных ощущений

2

0

2

 

Итого

34

5,5

28,5

 

Полная версия программы