Воспитатель, "Детский сад" структурное подразделение МБОУ "Ярская СОШ", Белгородская область
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования, создал необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [4].
Преемственность ФГОСов дошкольного, общего и дополнительного образования:
1. единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к
- условиям реализации стандарта;
- структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы;
- образовательным результатам.
2. единый психолого-педагогический методологический подход:
- ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»;
- опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка;
- понятие об универсальных учебных действиях;
- ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей.
3. принцип организации инклюзивного образования:
- минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов;
- разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ;
- опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов).
4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО:
- формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
- процесс успешной социализации ребёнка;
- развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
- сохранение и укрепление здоровья детей.
Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования [1].
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования [2].
Работу по преемственности детского сада со школой осуществляем по трем основным направлениям:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.;
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Чтобы решить проблему преемственности воспитатели и педагоги МБОУ «Ярская СОШ» разработали Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.
Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
- экскурсии в школу
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе.
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе.
- педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей.
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста;
- тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.)
Результатом реализации программы сотрудничества является создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам [3].
Также важнейшей ступенью преемственности является дополнительное образование, которое стало необходимым компонентом современного общего образования. Система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые проводят учреждения дополнительного образования.
В Российской Федерации дополнительное образование реализуется в различных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов: учреждениях дополнительного образования; общеобразовательных учреждениях – ДОУ, школах; учреждениях профессионального образования; учреждениях культуры; физической культуры и спорта и т.д. Учреждения дополнительного образования детей выделены в «Законе об образовании» как особый тип образовательного учреждения.
Цели учреждения дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основные задачи учреждений дополнительного образования:
- Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 3 до 18 лет;
- Адаптация их к жизни в обществе;
- Формирование общей культуры;
- Организация содержательного досуга.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов школы и дошкольного учреждения, родителей воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Литература:
- Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
- Воронцова А.Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: пособие для учителя 1 кл. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2011 с. 45.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: утв. приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1155.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: утв. приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.12.2009 № 373.