Преемственность в работе дошкольного, начального общего и дополнительного образования

Ночувалкина Лидия Николаевна

Воспитатель, "Детский сад" структурное подразделение МБОУ "Ярская СОШ", Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ночувалкина Л.Н. Преемственность в работе дошкольного, начального общего и дополнительного образования // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1327932


 

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

 

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования, создал  необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности  особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.

В основу ФГОС ДО  и ФГОС НОО  положена  теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [4].

Преемственность ФГОСов дошкольного, общего и дополнительного образования:

1. единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к

  • условиям реализации стандарта;
  • структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы;
  • образовательным результатам.

2. единый психолого-педагогический методологический подход:

  • ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»;
  • опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка;
  • понятие об универсальных учебных действиях;
  • ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей.

3. принцип организации инклюзивного образования:

  • минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов;
  • разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ;
  • опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов).

4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО:

  • формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
  • процесс успешной социализации ребёнка;
  • развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
  • сохранение и укрепление здоровья детей.

Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования [1].

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении  ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования [2].

Работу по преемственности детского сада со школой осуществляем по трем основным направлениям:

  • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.;
  • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
  • работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Чтобы решить проблему преемственности  воспитатели и педагоги МБОУ «Ярская СОШ»  разработали  Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.

Цель данной Программы:  реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе.
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе.
  • педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей.
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста;
  • тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.)

Результатом реализации программы сотрудничества является  создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
  • комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам [3].

Также важнейшей ступенью преемственности является дополнительное образование, которое стало  необходимым компонентом современного общего образования. Система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые проводят учреждения дополнительного образования.

В Российской Федерации дополнительное образование реализуется в различных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов: учреждениях дополнительного образования; общеобразовательных учреждениях – ДОУ, школах; учреждениях профессионального образования; учреждениях культуры; физической культуры и спорта и т.д. Учреждения дополнительного образования детей выделены в «Законе об образовании» как особый тип образовательного учреждения. 

Цели учреждения дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждений дополнительного образования:

  1. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 3 до 18 лет;
  2. Адаптация их к жизни в обществе;
  3. Формирование общей культуры;
  4. Организация содержательного досуга.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов  школы и дошкольного учреждения, родителей  воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

 

Литература:

  1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
  2. Воронцова А.Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: пособие для учителя 1 кл. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2011 с. 45.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004.
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: утв. приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1155.
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: утв. приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.12.2009 № 373.