Дополнительная образовательная программа по формированию экологической воспитанности «Следопыты» для детей старшего дошкольного возраста

Шевченко Светлана Валерияновна

Воспитатель, МБОУ "Прогимназия "Эврика", г. Муравленко

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шевченко С.В. Дополнительная образовательная программа по формированию экологической воспитанности «Следопыты» для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1288875


 ПРИЛОЖЕНИЕ: полная версия программы


 

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В образовательной области «Познавательное развитие» содержание направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.

Ребёнок в дошкольном возрасте легко включается в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную художественно-эстетическую и др.

Согласно исследованиям, использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении с природой приводит к формированию знаний у детей. Но детям трудно определить связь между причиной и следствием. Они не могут применить знания в практической деятельности.

Данную проблему можно решить путём привлечения детей к деятельности, которая позволяет на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.

Основной идеей программы является развитие у старших дошкольников естественнонаучного мышления, экологической воспитанности, что позволит поднять на более высокий уровень развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в начальной и основной школе.

Актуальность разработки и реализации данной программы обусловлена тем, что экологическая воспитанность, как жизненная необходимость современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме.

Главным содержанием экологического воспитания является развитие у ребёнка осознанного отношения к природным объектам и явлениям, которые его окружают, и с которыми знакомится он уже в дошкольном детстве.

Стратегическая цель работы с детьми на данном этапе - формирование у каждого ребёнка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для осуществления этой цели необходимо построение целостной системы экологического воспитания, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учётом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры. Именно дидактические игры являются неотъемлемой частью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Данный период дошкольного детства более благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Экологическое воспитание нужно начинаться как можно раньше в дошкольном детстве. Дети должны чувствовать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем, понимать ответственность за то, что останется в наследство потомкам, понимать взаимосвязь природы и человека.

Вместе с тем, экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста достаточно хорошо уделено внимание в теоретическом аспекте, но в методических разработках дидактических игр, направленных на формирование экологической воспитанности детей разработано недостаточно.

Дидактические игры экологического содержания дают возможность детям увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может навредить природе.

Элемент новизны: разработан комплекс дидактических игр, направленный на повышение уровня сформированности экологической воспитанности старших дошкольников.  В основу комплекса игр положена система дидактических игр «Дары Фребеля» как одного из средств экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Адресат программы: воспитанники старшей группы «Волшебники» (от 5 до 6 лет).

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Вырабатывая у детей 5-6 лет предпосылки экологического сознания необходимо формировать навыки культуры поведения в природе (бережно относиться к растениям и животным, не загрязнять окружающую природу и т.д.). Расширять представления о способах правильного взаимодействия с животными и растениями: рассматривать растения, не нанося им вреда; рассматривать животных, не беспокоя их и вредя им; кормить животных только вместе со взрослым; чужих животных не гладить; не брать на руки бездомных животных, без разрешения взрослого не приносить животных в дом.

Детям важно дать представления о том, что в природе всё взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть лекарством для животного и ядовитым для человека; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.). Объяснить детям, что есть и рвать растения нельзя - они могут быть ядовитыми. Рассказать о сборе полезных растений и ягод.

Экологическое воспитание старших дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи [12, с. 120]. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из важных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Таким образом, в дошкольный период происходит формирование экологической воспитанности детей, и при условии качественного её формирования ребенок будет ценить, любить и беречь окружающую природу всю свою жизнь.

Объем программы: общее количество учебных часов - 36 ч

Формы обучения: фронтальная форма обучения (работа со всей группой – до 20 чел.); индивидуально- фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы); групповая (организация работы в группах - группа делится на подгруппы (по 10 чел.); индивидуальная; работа под руководством педагога; самостоятельная работа.

Виды занятий: игры-экспериментирования (мини-исследования), игры-проектирования (разработка и защита мини-проектов), тематические занятия, классические занятия.

Срок освоения программы: 1 год (учебный год)

Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 30 мин.

Значимость программы для социума:

Значимость программы для системы образования состоит в возможности использования разработанного нами комплекса дидактических игр практикующими педагогами в ДОО, а также студентами Муравленковского многопрофильного колледжа («Дошкольного образование») во время прохождения педагогической практики по вопросам формирования экологической воспитанности детей.

Полная версия программы в приложении