Ознакомление дошкольников с художественной литературой: деловая игра для воспитателей

Цеге Елена Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ ДСОВ "Северяночка", пгт. Приобье ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Цеге Е.А. Ознакомление дошкольников с художественной литературой: деловая игра для воспитателей // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1281585


 

Цель:

  • повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; 
  • развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
  • раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Вводная часть

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. 

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение и мышление ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. 

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Разминка

1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

  • «По щучьему веленью, по-моему, хотенью…» (Емеля)
  • «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» (Иван-дурак)
  • «Спи, глазок, спи, другой!» (Хаврошечка)
  • «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?» (Морозко)
  • «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…» (Иван-царевич)
  • «Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!» (Петушок)

 

2. Закончите пословицу:

  • «Что написано пером…» (не вырубишь топором)
  • «Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
  • «Без труда…» (не выловишь рыбки из пруда)
  • «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
  • «Смех без причины…» (признак дурачины)
  • «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
  • «Что посеешь…» (то и пожнешь)
  • «Любишь кататься…» ( люби и саночки возить)
  • «Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
  • «Не красна изба углами…» (А красна – пирогами) 

 

3. К какому виду творчества это относится?

  • «Как аукнется, так и откликнется» (Пословица)
  • «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
  • «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» (Потешка)

 

Задание 1

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

  1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора (1-ая младшая группа);
  2. Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям (2-ая младшая группа);
  3. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы , связанные с содержанием текста (Средняя группа)
  4. Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи (Подготовительная к школе группа);
  5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения (Старшая группа).

 

Задание 2

Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:

  1. А. Барто «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К. Чуковский «Цыпленок», С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа);
  2. З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая);
  3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье», Я. Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик» ( средняя);
  4. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце» (старшая);
  5. Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная).

 

Задание 3

Назовите автора произведения:

  1. «Приключения Чипполино» (Д. Родари);
  2. «Приключения Незнайки и его друзей» (Н. Носов);
  3. «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков);
  4. «Алиса в стране чудес» (Л. Кэрролл.);
  5. «Цветик-семицветик» (В. Катаев);
  6. «Мышонок Пик» (В. Бианки).

 

Задание 4

Назвать детские художественные произведения, написанные:

  1. К. Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит» и др.
  2. С. Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном Мышонке», «Дядя Степа» и др.

 

Задание 5

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

1. Ну так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

(П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

 

2. Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

3. Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану (Н. Носов. «Живая шляпа»);

4. Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал - ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, и быстро выплеснул кашу на улицу в окно… (В. Драгунский. «Тайное становится явным»).

 

Задание 6

Стихотворения о временах года.

Из конверта капитаны команд достают пейзажные картинки. На них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна вспомнить стихотворения о каждом времени года.

 

Задание 7

Каким сказочным героям принадлежат слова:

  1. «…Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой» («Кот и лиса», Котофей Иванович);
  2. «…О, если я утону, если пойду я ко дну, что станется с ними больными, моими зверями лесными» (Айболит из одноименного произведения К.Чуковского);
  3. «Ты волна, моя волна, ты гульлива и вольна. Не губи ты нашу душу, выплесни ты нашу на сушу» (Царица с сыном в сказке «О царе Салтане» А.С. Пушкина);
  4. «Дорогие гости, помогите, паука-злодея зарубите! И кормила я вас и поила я вас, не покиньте меня в мой последний час…!» (Муха-Цокотуха. Из одноименной сказки К. Чуковского).

 

Задание 8

Назови одним словом:

  • образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка);
  • короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня);
  • устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);
  • основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);
  • лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня);
  • вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);
  • краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица);
  • короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

 

Завершающая часть игры

Вот и подошла наша игра к завершению. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.