Коршикова Любовь Викторовна
Ходыкина Юлия Юрьевна
Воспитатель, Детский сад № 3, Алексеевский городской округ
Воспитатель, Детский сад № 3, Алексеевский городской округ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Коршикова Л.В., Ходыкина Ю.Ю. Православная культура как основа воспитания подрастающего поколения // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1281056
Духовно-нравственное воспитание одна из наиболее важных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
В современном российском обществе нельзя быть культурным, образованным человеком, не зная основ культуры, которая базируется на православии. Монахами написаны первые рукописные книги, это были летописи исторических событий и поучения, как жить в служении Господу Богу. Первая печатная книга - «Апостол» Ивана Фёдорова. При церквях и монастырях создавались первые школы, библиотеки. Историческое прошлое нашего народа – это православие, это накопленный многовековой историей опыт культурной и духовной жизни государства нашего [1, с.34].
Православная культура является основой воспитания подрастающего поколения. Говоря о православных ценностях, мы говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи нашему русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству.
В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра – в противоположность с лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелям [2, с.12].
Добродетели, связанные с отношением к ближнему - милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.
Воспитание в системе православных ценностей позволяет сформировать целостное историческое сознание, более полно осмыслить личностную связь с историей своего народа и понять религиозные духовно-нравственные мотивы патриотизма и героизма наших предков.
Патриотизм в системе православных ценностей не сводится только к любви к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать её от супостата до последней капли крови, и в решимости в случае необходимости отдать за неё жизнь.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру ребёнка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло [3, с.23].
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина [4, с.41].
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Нами предлагается:
Цель духовно – нравственного воспитания в ДОУ: сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление возродить традиции семейного воспитания.
Для достижения, поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
Для проведения данной работы предлагаем использовать несколько направлений:
Самостоятельная деятельность детей:
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.
Литература: