Православная культура как основа воспитания подрастающего поколения

Коршикова Любовь Викторовна
Ходыкина Юлия Юрьевна

Воспитатель, Детский сад № 3, Алексеевский городской округ
Воспитатель, Детский сад № 3, Алексеевский городской округ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Коршикова Л.В., Ходыкина Ю.Ю. Православная культура как основа воспитания подрастающего поколения // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1281056


 

Духовно-нравственное воспитание одна из наиболее важных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

В современном российском обществе нельзя быть культурным, образованным человеком, не зная основ культуры, которая базируется на православии. Монахами написаны первые рукописные книги, это были летописи исторических событий и поучения, как жить в служении Господу Богу. Первая печатная книга - «Апостол» Ивана Фёдорова. При церквях и монастырях создавались первые школы, библиотеки. Историческое прошлое нашего народа – это православие, это накопленный многовековой историей опыт культурной и духовной жизни государства нашего [1, с.34].

Православная культура является основой воспитания подрастающего поколения. Говоря о православных ценностях, мы говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи нашему русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству.

В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра – в противоположность с лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелям [2, с.12].

Добродетели, связанные с отношением к ближнему - милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.

Воспитание в системе православных ценностей позволяет сформировать целостное историческое сознание, более полно осмыслить личностную связь с историей своего народа и понять религиозные духовно-нравственные мотивы патриотизма и героизма наших предков.

Патриотизм в системе православных ценностей не сводится только к любви к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать её от супостата до последней капли крови, и в решимости в случае необходимости  отдать за неё жизнь.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру ребёнка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло [3, с.23].

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина [4, с.41].

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного  учреждения и государства.

Нами предлагается:

  • познакомить детей с культурой Православия;
  • познакомить детей с истинными  духовными ценностями российского народа;
  • развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
  • способствовать всестороннему развитию личности.

Цель духовно – нравственного воспитания в ДОУ: сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление возродить традиции семейного воспитания.

Для достижения, поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Учить быть примером для других не на словах, а на деле; избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь; уметь просить прощения; поступать честно; никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  2. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
  3. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
  4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
  7. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
  8. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  9. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  10. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
  11. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

Для проведения данной работы предлагаем использовать несколько направлений:

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
  2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
  4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Самостоятельная деятельность детей:

  • Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
  • Беседы, беседы-обсуждения;
  • Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);
  • Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
  • Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;
  • Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»
  • Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:

  • устойчивость навыков поведения;
  • сформированность основ ценностных сфер личности;
  • стабильность психического развития;
  • целостность восприятия мира;
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

 

Литература:

  1. Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М: Педагогика, 1988. 110 с.
  2. Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика. 1991, № 9. С. 10-28.
  3. Гришин Д.М., Панарина Г.П. Народные традиции в воспитании. Калуга, 1992. 201с.
  4. Разумихина Г. Мир семьи. М.: Просвещение, 1986. 186с.