Кривенко Ирина Сергеевна
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 77 "Морошка", г. Архангельск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кривенко И.С. История приготовления пищи: конспект НОД (занятие-путешествие по технологии «Река времени» Н.А. Коротковой) // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1281018
ПРИЛОЖЕНИЕ: Содержание слайдов презентации
Возрастная группа: старшая
Цель: формирование у детей представления об истории приготовления пищи в разные исторические периоды.
Задачи:
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дети, вы любите готовить еду? Какие блюда вы уже пробовали готовить?
А как вы думаете, древние люди готовили себе еду?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по волшебной «реке времени» в далекое прошлое и узнать, что употребляли в пищу древние люди и как они это готовили (подходят к панно).
2. Основная часть.
Давным-давно на нашей планете жили вот такие древние люди (на «реку времени» помещается картинка древнего человека (Слайды 1-2)).
Как вы думаете, чем они могли питаться? (рассуждения детей).
Много лет назад питание людей было не слишком разнообразным. Питались люди тем, что давала им природа (Слайд 3, Слайд 4).
Какая это могла быть еда? (растения, ягоды, травы, орехи, корешки).
Затем эти люди научились изготавливать простейшие орудия охоты –копья с острыми наконечниками из камня и стали охотиться на различных животных (выкладываются картинки (Слайды 5-7).
Давайте и мы с вами потренируемся в меткости (игра в «Дартс»).
Давайте подумаем, как же люди готовили себе то, что добывали? Что им в этом помогало? (Слайд 8).
Однажды после сильной грозы, люди попробовали обожженные плоды растений и обгоревшие тела животных и поняли, что поджаренное мясо намного мягче и вкуснее, чем сырое. Так люди научились готовить пищу на огне.
Как вы думаете их еда была вкусной? Почему?
Раз первобытные люди
Пошли в первобытный лес,
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.
Решили тогда эти люди
В глухой пещере пожить.
Огонь они раздобыли,
На нем стали пищу варить.
А ели они руками
И пили воду с ручья,
Одеты не так, как мы с вами,
Шкурой прикрыты слегка.
Физминутка «Пламя огня».
«Река времени» перемещает нас дальше – в следующее время (на панно выкладывается соответствующая картинка (Слайды 9-10).
Мы с вами в Средневековье.
Наступило время войн и торговли. Военные походы были очень длительными по времени и воинам приходилось брать с собой большие запасы продуктов. И стали люди думать, как же им все эти запасы сохранить (Слайды 11-12).
Давайте подумаем, как им удавалось сохранять свои запасы еды? (предположения детей).
Как вы думаете, какие продукты люди употребляли в пищу? (ответы детей).
А как их готовили? Что для этого люди изобрели или они по-прежнему готовили только на костре? (ответы детей).
Люди научились строить печи из камня, мастерить посуду. Это и помогало им разными способами готовить пищу – жарить, варить, запекать (Слайд 13-14) (выкладываются на панно).
Военные походы, торговля с отдаленными государствами способствовали появлению первых продуктов длительного хранения – сухие лепешки, вяленое мясо и рыба, сушеные фрукты, простейшие виды высушенных сыров, шоколад (выкладываются картинки (Слайды 15-16)).
Также люди научились обрабатывать землю и выращивать на ней разнообразные культуры: овощи, фрукты, злаки.
В рационе питания появились различные специи, соль, сахар. В целом еда стала вкуснее.
А сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды и на скорость собрать картинку, а потом объяснить, что на ней изображено (игра «Разрезные картинки» - команда девочек собирает картинку с изображением приготовления еды, а команда мальчиков – земледелие (Слайды 17-18).
Вот «река времени» и донесла нас до наших дней.
Скажите, отличается наша современная еда от той, что была раньше (Слайды 19-21)? (ответы детей).
Чем отличается? (ответы детей).
Какие есть сходства (Слайды 22-24)? (ответы детей).
Как мы сейчас готовим себе пищу? Какими способами? (Слайды 25-27)
Какие приспособления (приборы) мы используем? (дети выбирают из предложенных подходящие картинки и выкладывают на панно (Слайд 28)).
Как современный человек научился сохранять продукты на длительное время? (ответы детей).
Человек придумал для своего удобства различную бытовую технику, которая позволяет продуктам не портиться (холодильники, морозильные камеры). (Слайд 29)
Также люди научились заготавливать продукты на длительный срок хранения в виде различных консервов (Слайды 30-31).
3. Заключительная часть.
Ребята, какой интересный путь мы с вами проделали!
Давайте вспомним, где нам сегодня удалось побывать? (дети отвечают).
Я начну фразу, а вы продолжите: «Сегодня я узнал (а), что…» (дети перечисляют).
Какое время вам понравилось больше всего? Чем?
А было ли в нашем путешествии что-то, что вас напугало? (ответы детей).
А сейчас я предлагаю вам оценить свое настроение с помощью вот таких обозначений (дети вывешивают «свое настроение» на магнитную доску (Слайд 32)).
Приложение: Содержание слайдов презентации