Методическая разработка "Мандалотерапия, как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов"

Потапова Юлия Владимировна

Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Журавушка" с. Журавлевка",  Симферопольский р-н, Республика Крым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Потапова Ю.В. Методическая разработка "Мандалотерапия, как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов" // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1277108


 

Цель: познакомить с одним из направлений в арт-терапии, мандалотерапия. Как инструмент снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, релаксирующая музыка для фона.

 

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой,мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.

Лукиан Самосатский

 

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. Дошкольное учреждение закладывает основы, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этом помогают разнообразие методик. Одна из новых и эффективных является Мандала-терапия.

Манда́ла (maṇḍala) – круг, диск; замкнутая геометрическая система с равноудалёнными от центральной точки элементами. Сакральное схематическое изображение либо конструкция. Можно сказать, мандалаэто геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель Вселенной, «карта космоса».

Типичная формавнешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний кругВселенная, внутренний кругизмерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света имеет с каждой стороны Т-образные выходы, как ворота во Вселенную. Квадрат поделен на 4 части. Пятая частьцентр. Каждая из частей имеет свою окраску; цвет ассоциируется с сторонами света.

Мандалы могут быть как двумерными, изображёнными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева, теста. Её даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент и сама может считаться объектом поклонения. 

Мандалотерапияэто эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем.

По сути, мандала представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Когда мы создаем мандалу, мы закладываем в нее глубокий смысл. Изображаем свою душу и можем посмотреть со стороны на процессы, в ней происходящие. Увидеть самые тонкие переживания, которые сложно, а в некоторых случаях и невозможно выразить иными способами. А это уже путь к обретению целостности. Неудивительно, что мандалы приобрели популярность в работе психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов во всем мире.

Одним из методов арт-терапии для детей является раскрашивание и создание мандалы.

Чем же мандалотерапия может быть полезна детям?

Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства. Кроме того, «побочным эффектом» использования мандал в работе с детьми является развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей.

Мандалотерапию часто используют в ДОУ, начиная с младших групп. Детям предлагают раскрашивать готовые мандалы-раскраски или создавать свои мандалы из камушков, каштанов, желудей, цветного песка, других природных материалов.

Процесс создания мандал помогает развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. Создание песочных мандал хорошо влияет на гиперактивных деток, улучшает концентрацию внимания, понижает общий уровень тревожности.

Главные условия применения мандал в работе с детьми:

  • Показать ребенку в самом начале весь набор мандал, чтобы он сам мог выбрать понравившуюся ему;
  • Можно включать фоновую музыку;
  • Не перегружать психикуна одном занятии предлагать ребенку работу лишь с одной мандалой;
  • Инструменты для работы, чем рисовать или выкладывать мандалу, ребенок должен выбрать сам;
  • После создания мандалы нужно обязательно бережно расспросить ребенка о его переживаниях и чувствах.

Чтобы сотворить настоящую мандалу, важно настроиться на работу, обрести душевное равновесие, «погрузиться» в свои внутренние переживания. Лучше всего для этого использовать техники релаксации. Расскажите малышу красивую историю, например, такую:

«Сейчас мы с тобой отправимся в сказочное путешествие. Сядь или ляг поудобнее, закрой глазки, сделай глубокий вдох-выдох. А теперь представь, что ты оказался в волшебной стране. Это твое любимое место, ты здесь самый главный. Снова сделай глубокий вдох, выдох, расслабься еще больше.

Оставаясь с закрытыми глазами, «оглядись» по сторонам. Постарайся запомнить то, что видишь. Внимательно рассмотри картинки, цвета, которые тебя окружают.

Как только будешь готов, медленно открой глазки. Давай попробуем нарисовать все, что ты увидел, в этом круге».

Сложно сказать, как много времени необходимо на медитацию и само создание мандалы. Кому-то надо больше, кому-то меньше. Не торопите ребенка. Он сам покажет, что готов. Затем хорошо придумать название рисунку и подписать его.

После окончания творческой работы необходимо расспросить ребенка, что он нарисовал. Можно попросить его придумать рассказ или сказку о мандале. Такая работа очень полезна для развития межполушарных связей, совершенствования навыка высказывать свои мысли, трансформировать чувственные образы в вербальные. 

На что следует обратить внимание на рисунке?

Центрнепосредственно то, что является ядром личности«я» автора. (Два центра встречаются в работах людей с патологиями развития личности.) Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам кругделает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.

Внешние границы кругаосознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границывнутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признакграница обведена цветной линией. Отсутствие границребенок испытывает внутреннее беспокойство.

Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

Пустоты, большие незакрашенные (невыложенные) участкио желании скрыть или подавить свои чувства.

Симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.

Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).

Правила работы педагога с детьми при использовании мандал-раскрасок:

  • Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.
  • Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).
  • Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.
  • На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.
  • Во время занятия практикуется использование музыкального сопровождения, которое придает необходимый настрой и позволяет ребенку глубже погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. Характер музыкального произведения должен соответствовать проводимому занятиюспокойная и умиротворяющая музыка.
  • Взрослый не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.
  • Педагог-психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.
  • Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.
  • После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!