Султанова Зурия Тимерхановна
Воспитатель, МАДОУ № 8, г. Энгельс, Саратовская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Султанова З.Т. Строим экологический город: конспект непрерывной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1256079
Цель: формирование представления о Земле, о своей стране.
Задачи:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Материал: иллюстрация инопланетянина, панно и предметные картинки к нему, модели, фотографии с изображением разных уголков Земли, дерево без листьев (грустное, засохшее) бумажные листочки, мяч, ножницы.
Предварительная работа
Совместно с детьми и родителями подобрать как можно больше предметных картинок (растения, домашние животные, птицы, насекомые) и оформить их для последующей работы на панно. Провести с детьми игры фантазии: «Придумай и нарисуй экологический чистый вид транспорта»; «Дом, в котором я хотел бы жить»; рисование (детские работы оформить для использования на панно).
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости давайте поприветствуем их. Ребята! У нас еще один необычный гость. Он хочет с вами по говорить, но очень стесняется. Давайте по слушаем что он нам расскажет.
Инопланетянин: Здравствуйте, ребята! Я – Инопланетянин, прилетел к вам с далекой – далекой планеты. Я давно наблюдал за жизнью на Земле и многое про вас знаю. У меня есть заветная мечта – я хочу построить на вашей планете чудесный город, который будет самым красивым, самым чистым, самым веселым на Земле! Вам нравится моя идея? Но я понял, что без вас – землян – мне не справится. Мне нужны грамотные помощники, которые хорошо знают законы природы Земли и помогут мне все сделать правильно. Вы согласны помочь мне в этом деле?
Дети: Да.
Работа с фотографиями с изображением разных уголков Земли.
Инопланетянин: В первую очередь очень нужно выбрать место для нашего города. Пока я летел вокруг Земли, я сделал фотографии некоторых мест. Давайте посмотрим вместе и решим, где начнем строительство.
Воспитатель: Ребята посмотрите на фотографии (показывает детям фотографии, предлагая то или иное место, а дети объясняют, почему оно не подходит для города).
Инопланетянин: Все им плохо: то жарко, то холодно, то много воды, то ее не хватает…Что же нужно?
Воспитатель: Ребята, а какие условия необходимы людям для жизни на земле.
Работа с моделями условий, необходимых для жизни на Земле.
Необходимы: воздух, тепло, свет, вода, почва.
Рассматривание панно (фотографии, где есть солнце, голубое небо, река, поле, кое-какие растения, светло)
Инопланетянин: Посмотрите, может это место вам нравится?
Дети: Да, это место подходит, здесь все условия: вода, свет, тепло, почва. Дети рассматривают и делают вывод, что это место подходит для строительства города- здесь есть все условия для жизни.
Физ. минутка.
Воспитатель: Ребята, а для начала работы, давайте зарядимся хорошим настроением сделаем и физ.минутку
Работа с панно.
Воспитатель: Ребята подойдем к панно и по думаем как мы будем строить город. Давайте сначала посадим на месте будущего города разные растения. Какие растения вам хотелось бы иметь в нашем городе?
Дети по очереди выбирают картинки с растениями, предлагают посадить в городе.
Вопросы детям:
- Зачем это растение нам?
- Какая от него польза?
- Где оно лучше будет расти?
(Нужно для получения ягод, фруктов; для обогащения воздуха кислородом; для обитания птиц; для красоты; чтобы были места для прогулок)
Воспитатель: Как красиво у нас получилось! Теперь хочу предложить расселить животных. Мне нравятся большие животные: слоны, бегемоты, носороги. А как вы считаете можно ли их сюда поселить? Вы согласны со мной?
Дети: Нет нельзя, эти животные дикие, обитают теплых стран.
Воспитатель: Кого вы предлагаете поселить.
Дети: Домашние животные, дикие наших лесов, насекомых, птиц.
Воспитатель: Где и как мы будем их размещать?
Дети: Птицы и насекомые могут летать, сидеть на деревьях кустарниках. Дикие животные обитают в лесу. Домашние рядом с человеком.
Воспитатель: А в реке кого мы поселим, может кита?
Дети: Нет, киты обитают в океане.
Инопланетянин: А где же будем жить мы?
Воспитатель: А наши дети уже придумали, какие дома можно построить в этом городе, посмотри.
Дети демонстрируют свои рисунки домов, объясняют, из чего они построены, прикрепляют к панно.
Инопланетянин: Здорово! Настоящий город получился – с улицами, домами. Ой, а названий города нет! Придумайте скорее названия! (Дети придумывают названия города). Какой большой город у нас получился! как же мы будем добираться из одного конца в другой? Я не хочу, чтобы в городе ездили машины и автобусы с выхлопными газами! Всю красоту загубят!
Воспитатель: Не волнуйся, наши ребята об этом подумали. Посмотри, какие экологически чистые виды транспорта они нарисовали (Дети показывают и рассказывают о своем транспорте, помещают картинки на панно).
Инопланетянин: Ну вот и готово! Наш город построен, в нем уже можно жить. Ребята, а какими должны быть мы – жители Экограда? Что нужно делать для того, чтобы наш город оставался таким чистым, нарядным, красивым.
Дети: Ухаживать за природой, следить за порядком.
Игра «Правильно назови знаки».
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы назовем правила как можно сохранить природу. Встаем круг, я буду бросать вам мяч, а вы называть правила.
Дети:
- Не ломать деревья и кустарники – деревья очищают воздух.
- Не разводить костры – может возникнуть пожар и погибнет всё живое.
- Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу.
- Не рвать цветы – цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам.
- Не ловить бабочек – они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы.
- Не разорять гнёзда птиц – они радуют нас своими песнями.
- Не брать домой детёнышей зверей – лес дом для них.
- Не разорять муравейники – они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю, поэтому в лесу всегда чисто, свежо.
Воспитатель: Молодцы ребята назвали все правила.
Воспитатель: Ребята! А ведь сегодня получился день рождения Экограда! А в день рождения принято дарить подарки. Давайте подарим ему вот эту открытку.
Инопланетянин: Ну и подарок – голое дерево без листьев, без цветов. Как мы дарим такой подарок!
Воспитатель: А мы и не будем его дарить таким. Сейчас ребята придумают, как украсить наше дерево.
Дети: Вырезать и наклеить зеленые листья.
Работа за столами.
Воспитатель: Ребята пройдем за столы и вырежем из цветной бумаги литья и украсим наше дерево.
Аппликация из цветной бумаги (Дети делают листочки и приклеивают к дереву).
Воспитатель: Посмотрите, как красиво у нас получилось. С днем рождения, Экоград! Прими наши поздравления и пожелания. Теперь мы знаем, что нужно делать, чтоб наш город был чистым, красивым.