Строим экологический город: конспект непрерывной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе

Султанова Зурия Тимерхановна

Воспитатель, МАДОУ № 8, г. Энгельс, Саратовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Султанова З.Т. Строим экологический город: конспект непрерывной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1256079


 

Цель: формирование представления о Земле, о своей стране.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле расширить и систематизировать знания детей о растениях, животных;
  • формировать умение прогнозировать последствия своих действий, навыки правильного поведения в природе.

Развивающие задачи

  • развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных. 

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать интерес, гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы; любовь к растительному и животному миру.

Материал: иллюстрация инопланетянина, панно и предметные картинки к нему, модели, фотографии с изображением разных уголков Земли, дерево без листьев (грустное, засохшее) бумажные листочки, мяч, ножницы.

Предварительная работа

Совместно с детьми и родителями подобрать как можно больше предметных картинок (растения, домашние животные, птицы, насекомые) и оформить их для последующей работы на панно. Провести с детьми игры фантазии: «Придумай и нарисуй экологический чистый вид транспорта»; «Дом, в котором я хотел бы жить»; рисование (детские работы оформить для использования на панно).

 

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости давайте поприветствуем их. Ребята! У нас еще один необычный гость. Он хочет с вами по говорить, но очень стесняется. Давайте по слушаем что он нам расскажет.

Инопланетянин: Здравствуйте, ребята! Я – Инопланетянин, прилетел к вам с далекой – далекой планеты. Я давно наблюдал за жизнью на Земле и многое про вас знаю. У меня есть заветная мечта – я хочу построить на вашей планете чудесный город, который будет самым красивым, самым чистым, самым веселым на Земле! Вам нравится моя идея? Но я понял, что без вас – землян – мне не справится. Мне нужны грамотные помощники, которые хорошо знают законы природы Земли и помогут мне все сделать правильно. Вы согласны помочь мне в этом деле? 

Дети: Да.

Работа с фотографиями с изображением разных уголков Земли.

Инопланетянин: В первую очередь очень нужно выбрать место для нашего города. Пока я летел вокруг Земли, я сделал фотографии некоторых мест. Давайте посмотрим вместе и решим, где начнем строительство. 

Воспитатель: Ребята посмотрите на фотографии (показывает детям фотографии, предлагая то или иное место, а дети объясняют, почему оно не подходит для города).

  • около вулкана – вокруг сильно загрязнен воздух, плохая почва, во время извержения вулкан опасен для всего живого, нет растительности;
  • океан – нет почвы, а в воде мы не сможем жить, т.к. там нет кислорода, нет условий для жизни людей;
  • пустыня – очень жарко, нет воды, плохая почва;
  • снежная пустыня – очень холодно, мало света, почва замерзшая, нет растений.

Инопланетянин: Все им плохо: то жарко, то холодно, то много воды, то ее не хватает…Что же нужно?

Воспитатель: Ребята, а какие условия необходимы людям для жизни на земле.

Работа с моделями условий, необходимых для жизни на Земле.

Необходимы: воздух, тепло, свет, вода, почва.

Рассматривание панно (фотографии, где есть солнце, голубое небо, река, поле, кое-какие растения, светло)

Инопланетянин: Посмотрите, может это место вам нравится?

Дети: Да, это место подходит, здесь все условия: вода, свет, тепло, почва. Дети рассматривают и делают вывод, что это место подходит для строительства города- здесь есть все условия для жизни. 

Физ. минутка.

Воспитатель: Ребята, а для начала работы, давайте зарядимся хорошим настроением сделаем и физ.минутку

Работа с панно.

Воспитатель: Ребята подойдем к панно и по думаем как мы будем строить город. Давайте сначала посадим на месте будущего города разные растения. Какие растения вам хотелось бы иметь в нашем городе? 

Дети по очереди выбирают картинки с растениями, предлагают посадить в городе.

Вопросы детям:

- Зачем это растение нам?

- Какая от него польза?

- Где оно лучше будет расти?

(Нужно для получения ягод, фруктов; для обогащения воздуха кислородом; для обитания птиц; для красоты; чтобы были места для прогулок)

Воспитатель: Как красиво у нас получилось! Теперь хочу предложить расселить животных. Мне нравятся большие животные: слоны, бегемоты, носороги. А как вы считаете можно ли их сюда поселить? Вы согласны со мной?

Дети: Нет нельзя, эти животные дикие, обитают теплых стран.

Воспитатель: Кого вы предлагаете поселить.

Дети: Домашние животные, дикие наших лесов, насекомых, птиц.

Воспитатель: Где и как мы будем их размещать?

Дети: Птицы и насекомые могут летать, сидеть на деревьях кустарниках. Дикие животные обитают в лесу. Домашние рядом с человеком.

Воспитатель: А в реке кого мы поселим, может кита?

Дети: Нет, киты обитают в океане.

Инопланетянин: А где же будем жить мы?

Воспитатель: А наши дети уже придумали, какие дома можно построить в этом городе, посмотри.

Дети демонстрируют свои рисунки домов, объясняют, из чего они построены, прикрепляют к панно.

Инопланетянин: Здорово! Настоящий город получился – с улицами, домами. Ой, а названий города нет! Придумайте скорее названия! (Дети придумывают названия города). Какой большой город у нас получился! как же мы будем добираться из одного конца в другой? Я не хочу, чтобы в городе ездили машины и автобусы с выхлопными газами! Всю красоту загубят! 

Воспитатель: Не волнуйся, наши ребята об этом подумали. Посмотри, какие экологически чистые виды транспорта они нарисовали (Дети показывают и рассказывают о своем транспорте, помещают картинки на панно).

Инопланетянин: Ну вот и готово! Наш город построен, в нем уже можно жить. Ребята, а какими должны быть мы – жители Экограда? Что нужно делать для того, чтобы наш город оставался таким чистым, нарядным, красивым.

Дети: Ухаживать за природой, следить за порядком.

Игра «Правильно назови знаки».

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы назовем правила как можно сохранить природу. Встаем круг, я буду бросать вам мяч, а вы называть правила.

Дети:

- Не ломать деревья и кустарники – деревья очищают воздух.

- Не разводить костры – может возникнуть пожар и погибнет всё живое.

- Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу.

- Не рвать цветы – цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам.

- Не ловить бабочек – они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы.

- Не разорять гнёзда птиц – они радуют нас своими песнями.

- Не брать домой детёнышей зверей – лес дом для них.

- Не разорять муравейники – они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю, поэтому в лесу всегда чисто, свежо.

Воспитатель: Молодцы ребята назвали все правила. 

Воспитатель: Ребята! А ведь сегодня получился день рождения Экограда! А в день рождения принято дарить подарки. Давайте подарим ему вот эту открытку. 

Инопланетянин: Ну и подарок – голое дерево без листьев, без цветов. Как мы дарим такой подарок!

Воспитатель: А мы и не будем его дарить таким. Сейчас ребята придумают, как украсить наше дерево.

Дети: Вырезать и наклеить зеленые листья.

Работа за столами.

Воспитатель: Ребята пройдем за столы и вырежем из цветной бумаги литья и украсим наше дерево.

Аппликация из цветной бумаги (Дети делают листочки и приклеивают к дереву).

Воспитатель: Посмотрите, как красиво у нас получилось. С днем рождения, Экоград! Прими наши поздравления и пожелания. Теперь мы знаем, что нужно делать, чтоб наш город был чистым, красивым.