Богданова Елена Андреевна
Музыкальный руководитель, МДОБУ "Азановский детский сад «Колосок", Республика Марий Эл
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Богданова Е.А. Методы наглядного моделирования в музыкальном воспитании дошкольника // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1249752
В статье рассматриваются проблемы музыкального развития дошкольников на музыкальных занятиях с помощью педагогической технологии метода наглядного моделирования.
Ключевые слова: умственное воспитание, графическая аналогия, модуль, слушание музыки, наглядный материал, дидактические игры.
Одним из наиболее востребованных методов реализации умственного воспитания является моделирование, т.к. мышление старших дошкольников отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр), отразив их схематически. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств. То есть, наглядный материал осваивается детьми лучше вербального [1]. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень усложняется. Поэтому в своей работе часто прибегаю к этому способу обучения.
Во-первых, детям очень нравится работать с ними, поддерживается интерес к деятельности. У ребят пробуждается желание слушать, играть, фантазировать.
Во-вторых, дети легко запоминают материал. Ускоряется процесс его усвоения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики» [3].
В-третьих, применяя графическую аналогию, учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Наглядное моделирование использую во всех разделах музыкально-образовательной деятельности.
Слушание музыки: непосредственное восприятие и дифференцирование музыкальных звуков. Взять, к примеру, пьесу И. Арсеева «Красная Шапочка и серый волк». При знакомстве с музыкой я использую три иллюстрации: две с изображением Красной Шапочки и одну – с волком. Так как музыка имеет трёхчастную форму, иллюстрации располагаются в соответствии с музыкой: Красная Шапочка, волк, Красная Шапочка. На следующих прослушиваниях детям предстоит подобрать эмоции к смене музыки: весело, страшно, весело. А в заключительном занятии дети безошибочно определят, что у пьесы три части и схематично изобразят это с помощью графических фигур: например, красный кружок, серый квадрат, красный кружок. В среднем возрасте мы с детьми во время прослушивания пьесы И. Арсеева «Папа и мама разговаривают» не только определяем строение музыки, эмоциональное настроение, а подбираем музыкальные инструменты для озвучивания каждого персонажа. То есть, моделируем пьесу с помощью карточек с изображением музыкальных инструментов.
Для того, чтобы научить детей дифференцировать музыкальные звуки, их свойства, использую наглядные пособия в виде индивидуальных карточек, начиная с младшей группы. Это музыкально-дидактические игры: «Птица и птенчики» «Солнышко и дождик», «Большие и маленькие гармошки, «Мишка и мышка» Дети с младшей группы учатся работать с карточками, а наличие комплекта карточек на каждого ребёнка позволяют сделать занятие продуктивным.
В средней группе знакомлю детей с модулем нотного стана. Этот модуль позволяет им осваивать длинные звуки ««та»). и короткие звуки «ти». В дидактической игре «Курочка, петушок и цыплёнок», длина звука изображалась маленькими и большими зёрнышками. В группах дети пользуются не только модулем нотного стана, но и ритмическими лото. Пропевание ритмического рисунка с помощью слогов «ти» и «та» дети осваивают легко, с удовольствием проигрывают на металлофоне и других музыкальных инструментах: ложках, маракасах, бубнах, коробочках. Игра «Чьи следы» помогает освоить детям музыкальный темп: быстрый, спокойный, медленный.
В средней группе модуль использую только для составления ритмических рисунков, то в старшей показываю, как можно отобразить звуки, разные по высоте. Это карточки с изображением гармошек различной величины. Большая гармошка играет низкие звуки, средняя - средние и маленькая – высокие. Трёхэтажный домик, в котором живут низкие, средние и высокие звуки, карточки с изображением животных: мишки, лисички, зайчика. Это картинки с изображением семьи: папа, мама и ребёнок. Задача одна: различать звуки трезвучия. Так же графическое изображение музыкальных инструментов на карточках помогает детям в определении, сколько звуков звучит одновременно (1-2-3). Таким образом, карточки - помощники многофункциональны - помогают развивать динамический, звуковысотный слух и эмоциональную отзывчивость.
В разделе «Пение» учимся изменять голосовые интонации. Со средней группы осваиваем фонематическое упражнение по стихотворению «Ленивый жук» Фишкина [2]. Каждая строчка сопровождается иллюстративным материалом в виде карточек со схемами. Линии на схемах показывают направление движения интонаций, изменения высоты голоса. Упражнение очень помогает детям избавляться от «гудошности». Графическое изображение мелодии дети отлично переносят в свои голосовые интонации. Наряду с интонационной работой, дети осваивают строение песен при помощи геометрических фигур.
Во время обучения детей музыкально-ритмическим движениям моделирование - основной метод, который я использую. Эта работа начинается уже с младшей группы и является подготовительной. В младшей группе детям понятнее образные названия движений. Это «зайчики», «мячики», «фонарики», «хлопушки», «каблучки» и т.д. В группах есть кубики с изображением этих предметов, и дети быстрее осваивают движение. В дальнейшем мы переходим к схематичным изображениям движений и составляем их в нужном порядке.
В каждой группе есть схемы-подсказки построений танцев и хороводов. Чтобы лучше запомнить и воспитателю и детям движения хоровода, мы вместе доске составляем схемы. Дети любят, когда с ними советуются, с удовольствием предлагают значки, обозначающие то или иное движение. В результате запоминают последовательность движений гораздо быстрее
Хочется сделать вывод. Моделирование даёт возможность: накапливать опыт познания, повысить интерес к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами звуков, предметов, явлений. Моделирование открывает перед педагогами ряд дополнительных возможностей в развитии музыкальных способностей дошкольников.
Литература: