Иванцова Елена Юрьевна
Воспитатель, МДОУ Детский сад № 6, с. Аргаяш, Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Иванцова Е.Ю. Южный Урал – частица России: конспект НОД комбинированного вида по познавательному развитию // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1214588
Цель: закрепить знания детей о стране и крае, в которых мы живём. Формировать у детей представления об Урале, как частице России.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, чувство уважения и гордости к малой родине.
Образовательные: закрепить знания о народных промыслах населения, проживающего на территории Урала. Вызвать интерес к природным ископаемым, как к богатствам Южного Урала, познакомить с понятием «самоцветы»; познакомить с названиями драгоценных камней, с профессиями, связанными с ними.
Обучающие: продолжить обучать детей использовать различные методы лепки (раскатывание, вытягивание, приплющивание) при выполнении задания, учить выполнять изделие по образцу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин по теме «Природа Южного Урала». Беседы о народах, проживающих на территории Урала, о полезных ископаемых и народных промыслах этого края. Знакомство с творчеством Павла Бажова («Уральские сказания»), обсуждение образа и характера Хозяйки Медной горы, рисование по сюжету.
Словарная работа: «каменный пояс», гранильщик – камнерезных дел мастер, бортевые деревья.
Оборудование:
Наглядный материал: карта России, картинки (утка, рыба, аист, лиса), глобус. Проектор, слайд «драгоценные камни Южного Урала» (топаз, змеевик, малахит, цитрон, аметист, авантюрин, бирюза…); слайд драгоценный необработанный камень и каменные украшения, изделия из камня; письмо от Хозяйки Медной горы, слайд с её изображением. Иллюстрации представителей различных видов ящериц Южного Урала.
Раздаточный материал: платок для опыта, материал для лепки (пластилин, стеки, доски).
Литература:
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званые и желанные,
Красивые и молодые, застенчивые и боевые.
Проходите, ожидаем – Красное место освобождаем -
Место почетное Красном гостям!
Педагог: Сегодня мы отправимся в путешествие, путь наш будет не далек и не близок, а поможет нам в нашем путешествии...
Он на листок бумаги похож,
Нашей Земли очень умный чертёж.
Горы, равнины, моря, океаны
И города есть на нём и разные страны.
Что это?
- Правильно, географическая карта. Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране, в которой мы живём. (Дети отвечают на вопросы о России). Все правильно, Россия – это наша страна, Большая Родина, в которой много регионов, которые называют «Малой родиной». Кто знает, как называется наша малая родина? (Ответы детей)
- Давайте проверим, в этом нам помогут обитатели животного мира нашего региона, смотрите на картинки (утка, рыба, аист, лиса)- составьте из первых звуков слов, изображенных на картинках, одно слово, которое и подскажет, куда мы сегодня отправимся. Это слово… УРАЛ - чудесный край, в котором мы с вами живем, и который находится на просторах большой страны России.
Посмотрите на карту России, в самой ее середине находится широкая коричневая полоса, это и есть знаменитый Урал, который протянулся с севера на юг, она делит материк Евразию на Европу и Азию, посмотрите на глобус - вот наша страна, а вот и Уральские горы, они как бы опоясали Россию. Кстати, в переводе с башкирского слово «Урал» переводится как «пояс», поэтому Уральские горы и считается каменным поясом России. Существует башкирская сказка, в которой великан носил пояс с глубокими карманами, и лежали в карманах тех несметные богатства. Огромен был пояс великана. Уронил великан однажды пояс, и лёг этот пояс через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет, земля Уральская богата природой - есть на ней и реки, и озёра, и поля, и луга, и горы, и леса… (рассказ педагога сопровождается показом на карте России).
- Ребята, а кто знает, как появляются горы? Горы – это земля, неровная земная кора. Причиной её неровности является то, что она постоянно находится в движении: вздрагивает, поднимается - опускается, растрескивается или собирается в складки.
Сейчас мы с вами станем волшебниками и «построим» каждый свою гору: накройте ладони платком, это наша земная кора, теперь пошевелите пальчиками, можете их согнуть. Видите, платок приходит в движение, и образовываются «морщинки» - горы и маленькие «впадины»- ущелья. Вот так и в природе происходит образование гор, только с более медленной скоростью. Уральская земля очень богата, в её недрах сокрыто много сокровищ.
Существует легенда о том, как нашли полезные ископаемые на уральской земле (см. приложение уральская легенда «Чудесный пояс»). «Ископаемые» - то, что можно выкопать из земли, добыть в горах, «полезные»- пользу приносят. Какие полезные ископаемые нашего края нам уже известны? (Ответы детей)
- Молодцы, всё верно: уголь – это тепло в наших домах; известняк гранит, мрамор помогают стройке, а железная руда - в изготовлении железа. А еще в подземных кладовых батюшки Урала есть камни, да не простые- сами цветятся, переливаются разными цветами, поэтому и называют их «самоцветами», камни драгоценные (дорогие и по красоте, и по цене). Посмотрите только как они прекрасны (демонстрация слайдов камней: изумруд, змеевик, малахит, топаз, аметист, авантюрин, бирюза, циркон, аквамарин). Тяжело найти камни, того, кто ищет и находит, называют добытчиком. Но найти камень – это только начало, смотрите какой он не красивый, как булыжник на мостовой.
Но пройдет время и превратится он в чудесные вещи
И совершит это чудо КАМНЕРЕЗНЫХ дел мастер, которых называют ГРАНИЛЬЩИКАМИ.
- А вы хотели бы стать такими мастерами? Предлагаю отправиться в мастерскую извилистой горной тропой.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ РАЗМИНКА
(дети идут друг за другом, выполняя движения по тексту):
По дороге мы шагаем, выше ноги понимаем.
Не боимся мы преград, встрече с новым каждый рад.
Шире шаг, идём с друзьями. Стой. Вправо, влево повернись –
Самоцветными камнями полюбуйся, наклонись.
Впереди видна гора – нам туда, спешит пора.
В мастерской нас ждут дела, мы ребята – мастера.
- Вот мы и пришли в кладовую Урала. А если есть клад, значит должен быть и хранитель и хозяин клада. Кто же это? (Ответы детей)
Правильно, Хозяйка Медной горы! Иногда предстаёт перед людьми в виде ящерки с золотой короной, а одета она в зеленее платье, потому что это свет малахита и поэтому хозяйку часто величают на Урале Малахитницей
Дети рассматривают изображение, педагог читает стихотворение Ирины Крисановой (см. приложение 2).
- Тут и письмо от неё для нас: «Здравствуйте, ребята, приветствую вас в моих владениях, вы много слышали о моих богатствах сегодня (повторение слайдов с полезными ископаемыми, драгоценными камнями), вот только меня не видели. Вы знаете, что я часто превращаюсь в ящерку, так быстрее и незаметнее я могу охранять свои владения. Я могу выглядеть так
Сделайте мне подарок, изваяйте, мастера, меня в виде ящерки. Конечно, гранильщиками вам ещё рано становиться, вот скульпторами можно, тем более что материл перед вами. Желаю успехов! И подпись: Малахитница»
Практическая работа: лепка «Ящерка с короной», во время работы детей возможна подборка стихотворений об Урале (например, Людмилы Татяничевой, приложение 3)
Алгоритм лепки:
Итог занятия:
- Сегодня мы с вами, ребята, многое узнали, что вам больше всего запомнилось? Я помогу вам, как называют Уральские горы? (“Каменный пояс»), правильно, он разделяет Европу от Азии. Какие полезные ископаемые есть на нашей земле? (Руда, камни драгоценные, уголь) Чем славится Урал?(драгоценными камнями). Кто их охраняет? (Хозяйка Медной горы). А почему мы с вами лепили ящериц с короной? (Правильно, она появляется в виде ящерки с короной). Посмотрите, какие замечательные у вас ящерки, думаю, Хозяйке они понравятся.
Приложение
1***
Уральская легенда «Чудесный пояс»
Давно это было. Был в наших краях удалой башкир. Джигит. Почти весь Урал он объездил на своём коне. Знал все лучшие пастбища и бортевые деревья. Много диковинных камней привозил. А когда стал жениться, то подарила невеста ему необыкновенный пояс, шитый шёлком, серебром и золотом искусными рукодельницами, подругами невесты. А вышили они Уральские горы и показали, где какие богатств в них лежат. Сверкал и переливался этот пояс всеми цветами радуги. Только недолго пришлось жениху любоваться подарком. Исчез вдруг пояс. Сколько искали, не могли найти. Долго горевал жених, да невеста успокоила, пообещав ему вышить другой пояс. Так бы и забыли об этом поясе. Да вот только вдруг зачастили русские купцы в наши края, землю скупать начали. Камни какие–то нашли на горе Атач. Вот и подумали тогда все, кто знал о пропаже пояса джигита: не наш ли тот пояс русские купцы?
2 ***
Я забыла сказку,
Видно, до поры
Про Хозяйку Медной
Сказочной Горы.
Тихо проскользнула
Ящерка у ног:
Охраняет девка
Каменный цветок.
Как посмотрит девка –
Холодеет кровь…
К мастерам Урала
У неё любовь.
Вся в каменьях ярких,
С виду так нежна,
Раздаёт подарки,
Словно та княжна.
Бережёт хозяйка
Тайны, чудеса…
Словно малахиты
У неё глаза.
От воров схоронит
Золото – песок,
Избранным откроет
Каменный цветок.
Крисанова Ирина
3***
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки сини, горы – сини,
И в синих отблесках металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга…Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
И зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровее, строже, может быть…
Людмила Татьяничева