Использование новых информационных технологий в образовательном процессе как условие повышения качества образования

Аликова Алла Хаджумаровна

Учитель физической культуры, ГБОУ школа-интернат, г. Алагир

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Аликова А.Х. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе как условие повышения качества образования // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1249413


 

Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. 

Работа в интерактивном режиме с одной стороны предполагает поиск дополнительных ресурсов при подготовке к урокам, а с другой создает дополнительные возможности. Во-первых, подготовив один раз хороший ресурсный материал к уроку, мне уже не нужно будет готовиться в следующий раз: бери ресурс и моделируй любой урок. Во-вторых, я могу подарить свой урок, обменяться с коллегой, опубликовать и т. д. В-третьих, мои ученики очень быстро осваивают навыки коммуникации и творческой деятельности и сами активно участвуют в создании ресурсной базы для уроков.

Основной формой применения ИКТ является проведение уроков разной целевой направленности. Использование компьютерных технологий осуществляю на следующих уроках: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство. Работа ведется не хаотично, а в определенной системе. Прежде всего, начинаю с тематического планирования, при составлении которого продумываю, на каких темах и типах уроков целесообразно использовать ИКТ. После составления тематического планирования начинаю подбирать необходимый материал.

Корректировка и окончательная разработка урока идет в ходе учебного процесса при подготовке к конкретному уроку. Я считаю, что использование ИКТ позволяет вдохнуть новую жизнь в традиционную методику урока. Прежде чем подготовить и провести мультимедийный урок, рассматриваю следующие моменты: 

Психологические особенности учащихся.

Цели и результаты обучения:

  • предмет начальной школы;
  • тема урока;
  • тип урока: ОНЗ, рефлексии, урок контроля;
  • форма проведения: урок – лекция, урок – беседа, групповая форма работы, работа в парах и т.д.

Местоположение учащихся. 

Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока: 

  • использование компьютерной техники по времени: в течение всего урока, периодически или разово;
  • необходимые средства наглядности: фотографии, репродукции, портреты, музыкальные произведения, видеофрагменты;
  • технические возможности: презентация, готовые диски с программами и разработками; 
  • цветовая гамма оформления учебного материала.

Структуру урока при использовании мультимедийных технологий принципиально не изменяю. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.

В соответствии с поставленными целями и задачами я применяю информационно-коммуникационные технологии на любом этапе урока:

  • на этапе самоопределения к деятельности для создания мотивации и входа моих учеников в учебную деятельность;
  • на этапе актуализации для повторения знаний, необходимых и достаточных для построения нового способа, выполнения заданий, актуализирующих мыслительную деятельность, для создания затруднения в пробном действии;
  • на этапе построения проекта выхода из затруднения для выявления места и причины затруднения, уточнения темы урока, постановки цели, построения плана дальнейшей деятельности; 
  • на этапе реализации построенного проекта для подведения итогов групповой работы, устранения затруднения в пробном действии, для использования программ, имитирующих опыты; 
  • на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий на применение нового способа; 
  • на этапе самостоятельной работы для самопроверки выполненной работы по эталону;
  • на этапе включения в систему знаний и повторения для решения различных заданий, связывающих новый способ с изученными ранее, а также для проверки этих заданий по подробному образцу, для использования диагностических и контролирующих материалов
  • на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия поставленной цели урока и результата, для самооценки деятельности моих ребят на уроке и моей оценки нашей совместной работы, для организации обсуждения и записи домашнего задания. 

На каждом уроке провожу минутки отдыха, направленные на снятие напряжения с различных групп мышц, в зависимости от того, какая работа проводилась моими учениками. Разработала комплексы физминуток для глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия напряжения с мышц туловища, для снятия утомления, восстановления сил. 

Незаменимой помощницей при подготовке мультимедийных уроков для меня является программа Microsoft PowerPoint, т.к. большая часть таких уроков проходит с использованием презентаций. Когда все необходимые слайды созданы, определяю временные рамки каждого этапа и продолжительность демонстрации слайда. Данная работа необходима, но я пришла к выводу, что не следует четко задавать темп и время показа каждого слайда, нужно идти от работы детей на конкретном уроке.

Самым сложным и требующим много времени этапом подготовки для меня стал поиск наглядно - иллюстративного материала. В этом случае мне помогает Интернет или иллюстрации из современных глянцевых журналов, которые предварительно сканирую. 

Отдельно хочу остановиться на использовании компьютера при проведении уроков рефлексии. Данный тип урока предусматривает глубокий анализ учащимися своей деятельности, выявление затруднений и исправление ошибок. На этапе актуализации знаний я использую тесты, которые создаю в Microsoft Word с помощью гиперссылок, или в PowerPoint, где они выглядят более красочно. При проверке тестов на экране остаются только правильные ответы, и ребенок может осуществить самопроверку и выявить проблемы, над которыми ему на уроке предстоит работать. Также на экран вывожу ответы и подробные образцы заданий, выполненных в самостоятельной работе. Это очень удобно, т.к. нет необходимости распечатывать образцы для каждого учащегося, и экономит время учителя при подготовке к уроку.

На уроках русского языка и литературного чтения использую аудио средства при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир творчества, обогащает их новыми выразительными средствами. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. 

На уроках, на этапе изучения нового, я часто применяю анимационные слайды для того, чтобы показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Для проведения математического диктанта, релаксации или для других целей иногда накладываю звук. 

Как сопровождение объяснения учителя, использую созданные специально для уроков-лекций мультимедийные конспекты-презентации. Они содержат краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы я располагаю кадры в линейной последовательности, показывая самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые мои ученики списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатываю для каждого учащегося), тогда как я, не тратя время на повторение, успеваю рассказать больше. В этом случае презентация представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме. 

На мой взгляд, при совместном использовании мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей не следует опираться только на возможности компьютера. Несмотря на то, что компьютер – это великолепное средство для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде «бумажной копии». 

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с монитора компьютера, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. 

Учитывая все вышесказанное, разработала общие принципы создания и подготовки презентаций на уроках и во внеурочное время. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при выполнении которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Ребята учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. В результате целенаправленной, системной работы, создала медиатеку уроков для 1-4 классов по различным предметам.

Итак, возможности использования информационно коммуникационных технологий при построении учебно-воспитательного процесса в моей педагогической деятельности велики. Я считаю, что они:

  • повышают и стимулируют интерес у обучающихся;
  • активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
  • позволяют моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
  • предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев; предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
  • создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

Я очень люблю свою работу, нахожусь в постоянном творческом поиске, с огромным удовольствием изучаю мастер-классы коллег по использованию интерактивных методов и приемов обучения, созданию электронных ресурсов. Мне это доставляет личное удовольствие и неизмеримое счастье видеть блеск в глазах детей при выполнении различных заданий. Труд этот кропотливый и занимает немало времени. Но высокая отдача окупает все временные затраты.

Внедрение интерактивных методов обучения в образовательный процесс многое дает различным субъектам образовательного процесса.

Для каждого конкретного ученика:

  • осознание включенности в общую работу;
  • развитие личностной рефлексии;
  • становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности;
  • развитие навыков общения и взаимодействия в группе;
  • способность к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
  • принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Ученическому классу:

  • формирование класса как групповой общности;
  • повышение познавательной активности класса;
  • развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Связке "класс - учитель":

  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
  • многомерное освоение учебного материала;
  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях;
  • рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
  • повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  • качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • рост качества знаний.

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой 

активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, поэтому процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.

Систематическое проведение уроков с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей, учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.

Анализируя опыт работы в целом и с применением ИКТ в частности я пришла к выводу, что за последние 3 года значительно повысились качественные показатели успеваемости учащихся, техники и качества чтения, возрос уровень познавательной и общественной активности учащихся. 

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. 

Таким образом, интерактивные методы обучения – несомненно интересное, творческое, перспективное явление нашей педагогики. Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Использование в педагогическом процессе форм и методов интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Педагоги любого образовательного учреждения, которое ориентировано на личность ребёнка и является школой развития, осознают важность перемен в образовании. Информационные технологии только для ищущих учителей, любящих осваивать новые способы и средства обучения. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям XXI века. 

Считаю, что сегодня учитель должен быть очень креативным, добрым, отзывчивым, внимательным к детям и компетентным в своей профессии. Нужно быть очень хорошим психологом, так как дети сегодня требуют от нас, взрослых, особого внимания. Мне кажется, что профессия учителя предназначена исключительно для людей творческих, это профессия от Бога. Не каждый сможет изо дня в день видеть и слышать радости и горести, принимать участие в жизни не одного ребенка, а десятков, а то и сотен детей. Огромная чуткость, терпение, преданность профессии, воля и сила характера помогают учителям в их трудной миссии. 

 

Литература:

  1. Григальчик Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич, С.В. Петрусев. Минск, 2003. 68 с.
  2. Жу А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. Минск: Аверсэв, 2004. 78 с.
  3. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. Минск: Белорусский верасень, 2005. 176 с.
  4. Корниенко С.Г. Интерактивное обучение // Специалист. 2005. №10. С. 31.
  5. Коростылева Л.А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям / Л.А. Коростылева, О.С. Советова. СПб., 1996. 66 с.
  6. Матвеева И.В. Интерактивные методы в обучении здоровью. М., 2005. URL: http://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/-section=20-3.htm 
  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат; под ред. Е.С. Полат. М.: Просвещение, 1999. 142 с.