Правописание безударных гласных звуков в корне слова: урок русского языка во 2 классе

Гордиенко Лариса Александровна

Учитель начальных классов, ГБОУ СОШ с. Васильевка, Ставропольский район, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гордиенко Л.А. Правописание безударных гласных звуков в корне слова: урок русского языка во 2 классе // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 28.09.2024).

Заказ № 1229331


 

Цель: продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова

Цель урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

  • Формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;
  • Формировать умение на основе анализа слова делать выводы.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;
  • Учить составлять алгоритм действий и работать по нему.
  • Сопоставление своей работы с образцом;

Личностные УУД:

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • Формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.
  • Развивать аналитическое мышление, образное воображение;
  • Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные УУД:

  • Формирование умения слушать и понимать других;
  • Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • Способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы;
  • Совершенствование навыков работы в парах.

Тип урока: закрепления и систематизации знаний и умений.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, конверты с заданиями для групп, презентация; доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Ход урока

Организация класса на работу.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Эмоциональный настрой на урок

Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится. (улыбка) 

 

Постановка проблемы урока

Внимание на экран.

Рассмотрите картинку.

- Как вы думаете, что случилось с мальчиками? (мальчики загрустили)

- А как вы думаете, почему это случилось? (варианты ответов)

- Хотите узнать причину ссоры? (да) 

- А вот что произошло!

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

- «Мяч будет, Коля принесёт», - гордо сказал товарищам Дима.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был игрушечный меч. Вот ребята и расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

-Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «с мячом»). 

-Как правильно записать это слово? 

 

С м.чом – мяч - с мячом (карточки на доске)

- Что мы посоветуем Коле? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова)

Постановка темы и цели урока.

- Исходя из этой проблемы, кто назовёт тему урока? (Правописание безударной гласной в корне слова).

-Какие цели поставим перед собой?

- Чему вы хотите научиться? (Закрепить знания правильно писать слова с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово)

- Чем сейчас мы и займемся. 

Но для начала давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в коне слова.

  1. Прочитать слово.
  2. Поставить ударение.
  3. Выделить корень.
  4. Определить безударную гласную.
  5. Подобрать проверочное слово.

Закрепление изученного материала

У вас на столе лежат конверты с номером 1. 

В нем лежат слоги вам надо составить слово.

- Задание парам: определить, какая буква пропущена, записать ее, проверить устно.

1. Каждая пара говорит слово и проверочное.

- Прежде чем вы начнете работать вспомните, правила работы в паре, распределите обязанности.

Итак, приступаем к работе. 

Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте себе отметку на листе оценивания.

Приступим к следующему заданию. 

У вас на столе лежат конверты с номером 2. 

2. На карточках записаны предложения. В них есть слова, в которых пропущена буква. Вы должны вставить эту букву, но будьте внимательны, чтобы не получилось так, как у мальчиков с запиской.

1) Маша лучше всех зап…вала песни.

Маша зап…вала лекарство соком.

2) Витя сл…зал с горы. 

Витя сл…зал сладкую пенку. 

(Работаем у доски)

А сейчас мы с вами немного отдохнем у меня на доске есть такой цветочек, как он называется? (Цветик -семицветик). А вы знаете такое произведение? Это сказка или рассказ? Написал эту сказку Валентин Катаев. На каждом лепестке есть слово с пропущенной буквой, надо назвать слово и проверочное к нему. Если вы справились с заданием значит загадывайте желание.

Ребята, а кому помогла девочка Женя? А вы любите помогать? Мне нужна ваша помощь проверить задание надо будет.

Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте себе отметку на листе оценивания.

3. А сейчас, проверим, какие вы внимательные. Перед вами текст. Ваша задача найти и исправить ошибки, допущенные в тексте.  

(Текст на экране и перед детьми с ошибками) 

А сейчас проведем проверку. (Текст на экране и перед детьми без ошибок) 

Спасибо за помощь.

Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте себе отметку на листе оценивания.

4. А теперь возьмите в руки круги с гласными и поработаем с ними.

Деньки, скворец, сосна, пищит, ночует, цветёт, поёт, зелёный, гнездо, свистеть.

Оцените свою работу в листах оценивания.

5. Карточки для работы парами.

- Задание парам: определить, какая буква пропущена, записать ее, проверить устно 

в…да, стр…на, б…ец, м…ря, гл…за, д…жди, вр…чи, тр…ва, т…жёлый

Подведение итогов урока

- Ребята,о чём сегодня говорили на уроке?

- Какую ставили цель перед собой?

- Достигли мы поставленной цели?

Давайте ответим на следующие вопросы: 

 

Ребята, как вы думаете, эта полная информация о безударных гласных в корне слове? (нет)

- Вот что мы знаем, но это только маленькая частичка. Поэтому продолжаем получать знания об этой орфограмме, раскрывая тайны русского языка. 

А сейчас, вы оцените свою работу на уроке, поставьте себе итоговую отметку. Кто оценил свою работу на «5»? на «4»? на «3»? Зафиксируйте свои отметки на листах (Пояснить, какую отметку поставили, по какой причине).

Рефлексия 

Придя сегодня из школы, что вы расскажите о сегодняшнем уроке дома. 

Домашнее задание

На выбор:

1. В красном конверте лежат задания на «5»

Составить текст из 5-7 предложений на тему «Зима», используя слова с безударными гласными. Подчеркнуть орфограммы.

2. В синем конверте лежат задания на «4» 

Изданных слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро.., но.., и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

3. В желтом конверте лежат задания на «3» 

Спишите предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

 

Заключительное слова учителя

Всем спасибо за работу, вы меня сегодня очень порадовали, урок окончен.

Приложения: 

Домашнее задание

На «5». Составить текст из 5-7 предложений на тему «Зима», используя слова с безударными гласными. Подчеркнуть орфограммы.

На «3». Спишите предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

На «4». Изданных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро.., но.., и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!